Мифология
Все герои олимпийской эпохи собрались вместе чтобы убить калидонского вепря.
24-08-2020, 00:15
Прочтений: 18 281
Поделились: 4
Поделились: 4
Калидонская охота, или Месть богини Артемиды. 16+
Подобно поискам Золотого Руна (Аргонавтика) или Троянской войне, имевшим место в следующем поколении, Калидонская охота является одним из узлов, в которых объединяются многие греческие мифы.

Сюжет
Царь Калидона (города в Южной Этолии) Ойней, супруг Алфеи, собрав обильный урожай принес жертвы всем богам, но забыл богиню-охотницу Артемиду, и тем самым оскорбил её. Разгневанная богиня наслала на Калидон огромной величины свирепого кабана (калидонского вепря), который уничтожал посевы и скот, с корнем вырывал садовые деревья и убивал прячущихся за городские стены жителей.Кровью сверкают глаза и пламенем; шея крутая;
Часто щетина торчит, наконечникам копий подобно, —
Целой оградой стоит, как высокие копья, щетина.
Хрюкает хрипло кабан, и, кипя, по бокам его мощным
Пена бежит, а клыки — клыкам подобны индийским,
Молния пышет из уст: листва от дыханья сгорает.
— Овидий. Метаморфозы. Книга VIII. 284
Часто щетина торчит, наконечникам копий подобно, —
Целой оградой стоит, как высокие копья, щетина.
Хрюкает хрипло кабан, и, кипя, по бокам его мощным
Пена бежит, а клыки — клыкам подобны индийским,
Молния пышет из уст: листва от дыханья сгорает.
— Овидий. Метаморфозы. Книга VIII. 284
Горе такое на них Артемида богиня воздвигла,
В гневе своем, что Иней с плодоносного сада начатков
Ей не принес; а бессмертных других насладил гекатомбой;
Жертвы лишь ей не принес, громовержца великого дщери:
Он не радел, иль забыл, но душой согрешил безрассудно.
Гневное божие чадо, стрельбой веселящаясь Феба
Вепря подвигла на них, белоклыкого лютого зверя.
Страшный он вред наносил, на Инея сады набегая:
Купы высоких дерев опрокинул одно на другое,
Вместе с кореньями, вместе с блистательным яблоков цветом.
— Гомер. Илиада. Песнь IX. Посольство. 533
В гневе своем, что Иней с плодоносного сада начатков
Ей не принес; а бессмертных других насладил гекатомбой;
Жертвы лишь ей не принес, громовержца великого дщери:
Он не радел, иль забыл, но душой согрешил безрассудно.
Гневное божие чадо, стрельбой веселящаясь Феба
Вепря подвигла на них, белоклыкого лютого зверя.
Страшный он вред наносил, на Инея сады набегая:
Купы высоких дерев опрокинул одно на другое,
Вместе с кореньями, вместе с блистательным яблоков цветом.
Чтобы убить вепря Ойней решил устроить охоту, и созвал самых отважных героев Эллады, пообещав в награду тому, кто убьет зверя, его шкуру и клыки. В итоге, в калидонской охоте принимали участие почти все герои олипийской эпохи. К сожалению, среди них не было Геракла который был занят охотой на другого, Эриманфского вепря также посланного Артемидой. Возглавил охоту неуязвимый Мелеагр, сын Ойнея.
Хитрость Артемиды
Среди героев была и одна женщина — прекрасная дева—охотница Аталанта известная мастерской стрельбой из лука и быстрыми ногами. Она была преданной жрицей Артемиды, давшей ей клятву хранит девственность. Узнав о том, что охотиться на посланного ею вепря собрались самые отважные герои Артемида послала ее чтобы посеять раздор среди охотников.Некоторые черты мифа об Аталанте (вскармливание её молоком медведицы, девственность Аталанты, успехи в охоте) сближают её с богиней-девственницей Артемидой и позволяют считать её ипостасью этой богини охоты.
После девятидневного пира некоторые мужчины стали говорить, что непристойно им выходить на охоту вместе с женщиной. Но Мелеагр, который был женат на Клеопатре, дочери Идаса и Марпессы, но в тоже время влюбленный в Аталанту, принудил их выйти на охоту вместе с ней.
Охота
Герои загнали вепря в мрачный болотистый лес. В схватке, Гилей и Анкей погибли от клыков зверя, а Пелей нечаянно поразил дротиком Эвритиона. Первой ранила вепря Аталанта, поразив его стрелой в спину, вторым – Амфиарай, попав ему в глаз. Мелеагр же добил зверя, поразив его копьем в пах.


Раздор
Шкуру убитого зверя по праву должен был получить Мелеагр, но вместо этого он отдал награду Аталанте, так как именно она пустила первую кровь вепря.А победитель, поправ грозивший погибелью череп,
Молвил: «По праву мою ты возьми, нонакрийская дева,
Эту добычу: с тобою мы славу по чести разделим».
Тотчас он деве дарит торчащие жесткой щетиной
Шкуру и морду его с торчащими страшно клыками, —
Ей же приятен и дар, и сам приятен даритель
— Овидий. Метаморфозы. Книга VIII. 425
Молвил: «По праву мою ты возьми, нонакрийская дева,
Эту добычу: с тобою мы славу по чести разделим».
Тотчас он деве дарит торчащие жесткой щетиной
Шкуру и морду его с торчащими страшно клыками, —
Ей же приятен и дар, и сам приятен даритель
— Овидий. Метаморфозы. Книга VIII. 425
Этот подарок стал причиной раздора между охотниками и последующих убийств, и войны.
Дяди Мелеагра, Плексипп и Токсей, сыновья Фестия, униженные тем, что трофей достался женщине, несмотря на то, что в охоте участвовали мужчины, отняли у Аталанты шкуру, говоря, что поскольку Мелеагр отказался от награды, она по праву рождения должна перейти им. В гневе Мелеагр убил их и снова отдал шкуру Аталанте, что привело к междоусобной войне между калидонцами и куретами. В результате войны погибли жена и все сыновья Ойнея, включая Мелеагра.




Гибель Мелеагра
Когда мать Мелеагра узнала о том, что он убил ее братьев, в порыве гнева она решила умертвить сына. Стоит отметить, что миф об Алфее и Мелеагре зародился в эпоху материнского права, когда брат матери считался более близким родственником, чем сын.Алфея достала из шкатулки полено, от которого зависела жизнь Мелеагра. Когда мальчику исполнилось семь лет (по некоторым версиям его настоящим отцом был бог войны Арес), она услышала предсказание: «Мелеагр умрет тогда, когда сжигаемая на жертвеннике головня сгорит дотла». Таким образом Мелеагр был неуязвим, пока полено было надежно спрятано его матерью.
Алфея сожгла головню, и Мелеагр внезапно умер.

По другой версии, проклятый матерью Мелеагр был лишен неуязвимости и погиб на начавшейся войне спасая свой город.
Осознав, к чему привёл её гнев, Алфея и жена Мелеагра Клеопатра повесились. Софокл в не дошедшей до нас трагедии добавил, что оплакивавшие брата сёстры Мелиагра были превращены в птиц цесарок, и Артемида перенесла их на остров Лерос, прибежище всех грешников. Лишь Деянира (будущая жена Геракла) и ещё одна сестра Горга сохранили человеческий облик благодаря вмешательству Диониса.
Отражение в искустве
Поскольку в этом мифическом событии собралось множество героев, среди которых было много тех, кто в классические времена почитался как прародителей своих местных правящих домов среди племенных групп эллинов, охота на калидонского кабана была естественным предметом в классическом искусстве, поскольку она была благоухающий паутиной мифов, которая собиралась вокруг его главных героев в других случаях, вокруг их полубожественного происхождения и их потомков.Сцены калидонской охоты нашли широкое отражение в античной пластике: рельефы храма Афины в Тегее и римские саркофаги, произведения вазописи («ваза Франсуа» — кратер работы Клития и Эрготима), помпейские фрески и др.
Вэпоху барокко был особенно распространён сюжет «Мелеагр приносит Аталанте голову вепря» , т. к. позволял воплощать весьма популярные в тот период сцены охоты.
Особенно отличился знаменитый живописец Питер Пауль Рубенс создавший по крайней мере шесть полотен на сюжет калидонской охоты.





