Искусство

Калидонская охота. Шесть картин Рубенса иллюстрирующих один миф

Рубенс нарисовал минимум шесть картин на сюжет калидонской охоты на вепря — то в мелочах повторяя пересказ Овидия, то полностью отходя от него.
Калидонская охота. Шесть картин Рубенса иллюстрирующих один миф
Сюжет калидонской охоты был весьма популярным во фламандской живописи первой половины XVII века. К нему, в частности, обращались такие мастера как Абрахам Янссенс (картина погибла в 1945 году), Якоб Йорданс и конечно же Питер Пауль Рубенс. Причем, Рубенс обращался к этому сюжету как минимум шесть раз — то в мелочах повторяя пересказ версии мифа Овидия, то полностью отходя от него.

Калидонская охота, ок. 1612.

Калидонская охота, Питер Пауль Рубенс, ок. 1612 г. Музей Пола Гетти, Лос-Анжелес
Калидонская охота, Питер Пауль Рубенс, ок. 1612 г. Музей Пола Гетти, Лос-Анжелес
Самая ранняя известная работа Рубенса на тему мифа о Калидонской охоте датируется 1611 —  1612 годами. Аталанта только что пустила свою стрелу; копье Мелеагра вонзается в зверя.  На лошадях — близнецы Кастор и Поллукс. Около вепря лежит мертвый Анкей, погибший из-за своего хвастовства.

Но поразил смельчака в смертельно опасное место
Зверь: он оба клыка направил Аркаду в подбрюшье.
Вот повалился Анкей, набухшие кровью обильно,
Выпав, кишки растеклись, и мокра обагренная почва.
— Овидий. Метаморфозы. Книга VIII. 399

Любопытно, что картина "Калидонская охота" 1612 года долгое время считалась утраченной. В 2011 году трое грабителей в масках украли ее из художественного музея в Генте, Бельгия. Они сорвали со стены и другую, более известную работу кисти Рубенса - Истязание Христа, но в спешке - бросили полотно. С тех пор, в течении десяти лет о картине ничего не было известно. Похитители пропали, и видимо, бесследно. Предполагается, что они выручили за картину более миллиона евро. Притом что музей изящных искусств до кражи оценивал ее в четыре раза дешевле.

Лишь в 2011 году картина была обнаружена. Агенты лондонской фирмы Hazlitt, Gooden & Fox увидели картину на парижском аукционе Jean-Marc Delvaux, она была выставлена на торги всего за 10 тысяч евро. Им удалось приобрести ее примерно за 300 тысяч евро, поскольку она считалась произведением неизвестного мастера круга Рубенса. Экспертиза подтвердила принадлежность "Калидонской охоты" кисти великого художника. В настоящий момент картина находится в Музей Пола Гетти, Лос-Анжелес.

Аталанта и Мелеагр, ок. 1616.

Аталанта и Мелеагр. Питер Пауль Рубенс, ок.1616 г. 133,4 см х 106,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Аталанта и Мелеагр. Питер Пауль Рубенс, ок. 1616 г. 133,4 см х 106,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк 
Спустя несколько лет Рубенс изобразил другую часть мифа — влюбленный Мелеагр преподносит шкуру убитого зверя Аталанте. Именно этот подарок стал причиной раздора между охотниками и последующих убийств, и войны.

А победитель, поправ грозивший погибелью череп,
Молвил: «По праву мою ты возьми, нонакрийская дева,
Эту добычу: с тобою мы славу по чести разделим». 
Тотчас он деве дарит торчащие жесткой щетиной
Шкуру и морду его с торчащими страшно клыками, —
Ей же приятен и дар, и сам приятен даритель
— Овидий. Метаморфозы. Книга VIII. 425

Нельзя не отметить изменение в образе Аталанты — женщина стала значительно крупнее, и совсем не ассоциируется с быстроногой девой—охотницей.

Охота Мелеагры и Аталанты, 1616—1620.

Охота Мелеагры и Аталанты, 1616 — 1620 гг. 257 x 416 см. Венский музей истории искусств
Охота Мелеагры и Аталанты, 1616 — 1620 гг. 257 x 416 см. Венский музей истории искусств

Третий вариант написан в 1618 году. Сюжет тот же, но вепрь написан почти черным, а все фигуры вокруг него высвечены. Больше контраста — выше драматичность. Аталанта (теперь уже полуголая) рядом с Мелеагром, за ней появились еще две женские фигуры (хотя согласно мифу Аталанта была единственной женщиной среди охотников), тоже полуобнаженные. На первом плане справа — собаки, нападющие на вепря, который одну лапу поставил на поверженного хвастуна Анкея.

Этот вариант картины получился более динамичным, все действующие лица — в едином порыве.

Охота Мелеагра и Аталанты. ок. 1628.

Охота Мелеагра и Аталанты. ок. 1628. Эскиз 24 х 62. Питер Пауль Рубенс. Коллекция Лихтенштейнов, Вена
Охота Мелеагра и Аталанты, ок. 1628 г.. Эскиз 24 х 62. Питер Пауль Рубенс. Коллекция Лихтенштейнов, Вена

Четвертый вариант — эскиз 1628 года. Рубенс вновь вернулся к моменту убийства вепря. Изменилось положение Мелеагра: он ставит его справа. Роль Аталанты обозначена точнее: ее стрела пронзила ухо вепря. Здесь нет близнецов на конях — Кастор и Поллукс отсутствуют совсем. Но динамизм картине придают нападающие и растерзанные псы.

Так как это эскиз, а не готовая картина, не бедем обращать внимание на то, что не все детали прописаны до конца и цветовая гамма приглушена.

Мелеагр и Аталанта, ок. 1635.

Мелеагр и Аталанта, ок. 1635 г. 76 х 57.5 см. Питер Пауль Рубенс и мастерская. Коллекция Ротшильдов, замок Феррьер
Мелеагр и Аталанта, ок. 1635 г. 76 х 57.5 см. Питер Пауль Рубенс и мастерская. Коллекция Ротшильдов, замок Феррьер.
Мастерская Рубенса, 1635 — 1637. 55.6 х 38.3 см. Walker Art Gallery, Ливерпуль
Мастерская Рубенса, 1635 — 1637. 55.6 х 38.3 см. Walker Art Gallery, Ливерпуль
Мастерская Рубенса, ок. 1640. 68.3 х 68 см. Частная коллекция
Мастерская Рубенса, ок. 1640 г. 68.3 х 68 см. Частная коллекция

Примерно в  1635 году Рубенс создал еще одно полотно.  На ней Мелеагр вручает Аталанте трофей — голову кабана. С неба за ними наблюдает богиня, вероятно Артемида которая наслала на Калидонию вепря, и направила к охотникам свою жрицу Аталанту чтобы посеять раздор.

Картина широко тиражировалась. Копии изготавливались в мастерской Рубенса под его руководством. 

Большая версия Рубенса около 1635 года находится в Старой пинакотеке, Мюнхен, а уменьшенная версия - в Художественной галерее Уокера в Ливерпуле.

Калидонская охота, ок. 1636.

Калидонская охота, ок. 1636. 162 х 264 см. Питер Пауль Рубенс. Мадрид, Прадо
Калидонская охота, ок. 1636 г. 162 х 264 см. Питер Пауль Рубенс. Мадрид, Прадо.

Последний вариант, написанный Рубенсом около 1636 года, резко отличается от всех предыдущих. Здесь часть полотна занимает описанный Овидием лес, в котором охотились на вепря.

Частый никем никогда не рубленный лес начинался
С ровного места; под ним расстилались поля по наклону…
Дол уходил в глубину; обычно вода дождевая
Вся устремлялась туда; озерко порастало по краю
Гибкою ивой, ольхой малорослой, болотной травою,
Всякой лозой и густым камышом, и высоким и низким.
— Овидий. Метаморфозы. Книга VIII. 329

Мрачное место, мрачная обстановка, глухой лес и несколько ярких пятен: Аталанта, Мелеагр, собаки, один из близнецов на коне. Вепрь почти слился с фоном, только поблескивает его клык. Аталанта стреляет из лука, а Мелеагр спешит к вепрю с другой стороны. Близнецы Еврит и Ктеат (Молиониды) на конях спешат к месту схватки, где собаки уже атакуют вепря.

Фрагмент картины Рубенса «Калидонская охота», ок. 1636.
Фрагмент картины Рубенса «Калидонская охота», ок. 1636 г.