Мифология Искусство Интересное
Троянский царевич Парис был избран Зевсом чтобы рассудить какая из богинь является прекраснейшей, но в результате этого «конкурса красоты» началась Троянская война
8-02-2020, 20:22
Реклама

Суд Париса, или «Конкурс красоты» погубивший Трою. 16+

Суд Париса — древнегреческий миф о «конкурсе красоты», в котором троянский царевич Парис выносит свой вердикт трём богиням соревнующимся за звание «Прекраснейшей». Именно входе этого соревнования Афина пообещала привести в Трою Елену Прекрасную что стало причиной Троянской войны.

Оригинального текста мифа о «конкурсе красоты среди богинь» изложенного в Кипрских сказаниях («Ки́прии») не сохранилось —  он сгорел во время пожара Александрийской библиотеки в 273 году. Но до нас дошли более поздние версии мифа, дополненные различными деталями. Самым распространённым является сюжет описанный Лукианом (Диалоги богов: 20).

Фрагмент картины Суд Париса Лукаса Кранаха Старшего, ок. 1528
Фрагмент картины Лукаса Кранаха Старшего, ок. 1528

Предыстория. Кто такой Парис?

Парис, также известный под именем Алаксандус или Александр (многие знатные троянцы параллельно носили местные и греческие имена) был сыном Приама, царя Трои. Перед его рождением его матери, Гекабе, приснился сон, что ребенок, которого она родит, будет причиной разрушения Трои и сожжения ее до основания. Испугавшись она рассказала о сне мужу. Приам обратился к прорицателю, и тот подтвердил, что сын станет виновником гибели Трои. В результате, когда родился у Гекабы сын, Приам велел своему слуге Агелаю отнести его на высокую гору Иду и бросить там в лесной чаще. Однако младенец выжил — его вскормила медведица, а спустя год его нашел пастух Агелай и воспитал как родного сына, назвав Парисом.

Вырос Парис среди пастухов и стал необычайно прекрасным юношей. Он выделялся среди своих сверстников силой. Часто спасал он не только стада, но и своих товарищей от нападения диких зверей и разбойников и так прославился среди них своей силой и храбростью, что они назвали его Александром (Алаксандус) — поражающий мужей. Он женился на нимфе Эноне (Ойноне), дочери Кебрена, бога одноименной реки текущей у Трои.

Юноша жил спокойной жизнью пастуха до тех пор, пока среди богов не произошел разлад.

Тот факт, что Парис (второе имя Алаксандус) существовал на самом деле подтверждают хеттские надписи, упоминающие Алаксанду и других правителей Таруисы (Трои).

О том что он жил в 13-м веке до н.э. свидетельствует договор с хеттским царем Муваталли II (1295—1272 гг до н. э.) заключенный около 1280 г. до н. э. Данный договор обнаружен в раскопках Богазкёя среди клинописных записей того времени. Договор предполагает, что Алаксанду ранее заключил договор также и с отцом Муваталли II — Мурсили II (1322—1295 гг. до н. э.).

Это дало основания полагать, что, возможно, Алаксанду — греческий правитель по имени Александр и что он может быть связан с гомеровским Александром из Илиона, более известным под именем Парис.

Некоторые историки отождествляют Париса с Пиама-Раду — мятежным правителем Вилусы, имя которого фигурирует в хеттских архивах середины и конца 13-го века до нашей эры в западной Анатолии.

Миф о Суде Париса и Яблоке раздора

Зевсу было предсказано, что у морской богини Фетиды родится сын который станет сильнее его. Чтобы избежать этого, по совету титана-провидца Прометея боги решили выдать морскую богиню Фетиду замуж за смертного. Выбор пал на Пелея, героя ходившим за Золотым руно, царя Фессалии (позже, у Фетиды и Пелея родится сын Ахиллес - знаменитый участник Троянской войны). По этому поводу состоялся грандиозный свадебный пир, на который были приглашены почти все боги. Без приглашения осталась богиня раздора Эрида.

Обиженная Эрида решила отомстить богам и подбросила пирующим золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» (яблоко раздора). Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой — покровительницей брака, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко?

Свадьба Фетиды с Пелеем (1592—1593). Корнелиссен. Музей Франса Халса.
Свадьба Фетиды с Пелеем (1592—1593). Корнелиссен. Музей Франса Халса. Источник: wikipedia.org

Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу (богу торговли, прибыли, хитрости, разумности, ловкости и красноречия) и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь.

Парис в это время пас стада. Гермес объяснил юноше что перед ним три богини и по поручению самого Зевса он должен рассудить какая из них является прекраснейшей.

Юноша долго сомневался не понимая как, он, простой пастух, может судить о красоте таких прекрасных дам, да еще и жены Зевса и двух его дочерей, но Гермес не предоставлял ему права отказаться.

Не смотря на первоначальную скромность, Парис, с разрешения Гермеса, сказал богиням скинуть одежду и показаться перед ним абсолютно нагими. Но все три женщины оказались одинаково прекрасны.

Тогда, каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды:

  • Гера пообещала Парису власть над всей Азией;
  • Афина — военные победы и славу; 
  • Афродита пообещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. 

При этом, Афродита во всей красе описала ему прекраснейшую из всех женщин Елену Прекрасную, незаконную дочь громовержца Зевса и Леды (жены царя Спарты Тиндарея. По легенде, Зевс, прельщённый красотой Леды, превратился в лебедя и овладел ею), и жену Менелая, нынешнего царя Спарты.

Наслушавшись хвалебных речей описывающих красавицу, Парис сразу влюбился в Елену и присудил яблоко раздора Афродите с условием, что она поможет ему привезти Елену в Трою.

Жак Луи Давид — Елена Прекрасная и Парис (1788) — фрагмент, Лувр, Париж
Жак Луи Давид — Елена Прекрасная и Парис (1788) — фрагмент, Лувр, Париж

Парис стал любимцем Афродиты, и она во всём помогала ему. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев и решили погубить город и весь народ.

Всем то казалось угодным; но только не Гере богине,
Ни Посидону царю, ни блистательноокой Афине;
Им, как и прежде, была ненавистною Троя святая,
Старец Приам и народ, за вину Приамида Париса:
Он богинь оскорбил, приходивших в дом его сельский
Честь он воздал одарившей его сладострастием вредным.
Вестница утра, в двенадцатый раз восходила денница.
Гомер. Илиада. Песнь XXIV. Выкуп Гектора.


Вскоре Парис участвует в состязаниях в Трое, и троянская царевна Кассандра признает в нём брата. Несмотря на её предостережения, он возвращён в царский дом.

Елена Прекрасная и Троянская война


Обретя статус царевича, Парис покидает свою жену и отправляется в Спарту за Еленой. Наделённый богиней Афродитой всеми чарами красоты и прелести, он понравился гостеприимным хозяевам и особенно прельстил Елену, и пока ее супруга не было в городе, уговорил ее отправиться в Трою. Попутно, Парис забирает с собой и сокровища из дворца Менелая.

Уступила Елена просьбам Париса. Тайно увел Парис прекрасную Елену на свой корабль: похитил он у Менелая жену, а с ней и его сокровища. Все позабыла Елена — мужа, родную Спарту и дочь свою Гермиону ради любви к Парису.
— Гомер. Илиада. Одиссея


Поступок юноши стал поводом для начала войны между Спартой и Троей. Тем не менее, сам Парис не спешил идти в бой и оправился на войну только после настойчивых и оскорбительных увещеваний брата Гектора. Именно Парис (или Аполлон из его лука) поразил стрелой неуязвимого и непобедимого Ахилла.

Иоганн Тишбейн — Гектор упрекает Париса за его мягкость и призывает идти на войну (1786)
Иоганн Тишбейн — Гектор упрекает Париса за его мягкость и призывает идти на войну (1786)

Гибель Париса

Однажды, Парис был ранен ядовитой стрелой выпущенной метким стрелком Филоктетом. Он обратился к своей первой жене, нимфе Эноне, за исцелением, но она отказала ему в помощи. Тем не менее, нимфа все еще любила его и раскаявшись и принесла лекарства, но застала Париса уже мёртвым. Не в силах перенести потерю Энона покончила с собой.

В эпоху Возрождения миф о суде Париса стал популярен по всей Европе и имена древнегреческих богов, зачастую заменялись на римские: Юно́на — богиня брака и рождения; Венера — богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания; Минерва — богиня мудрости; Дискордия — богиня раздора; и Меркурий сопровождающий их.

Существует и другой похожий античный сюжет «Геркулес на распутье», в котором древнегреческий герой Геракл должен сделать выбор между Добродетелью и Пороком представленными в образе двух женщин.

Суд Париса в искусстве

Благодаря Овидию легенда о суде Париса была хорошо известна в средневековой Европе. Впоследствии ее разрабатывали такие разные художники, как Кранах, Рубенс, Ватто, Клод, Ренуар, Гоген и др.

Самый древний артефакт с изображением сцены суда Париса — костяной гребень, датированный 7 в. до н. э., найденный в Спарте.

Суд Париса (деталь крышки саркофага с мифом о Селене и Эндимионе). Париж, Лувр.
Суд Париса (деталь крышки саркофага с мифом о Селене и Эндимионе). Париж, Лувр.

Этот сюжет часто использовался и в вазописи. Так, на вазе 6 века до нашей эры изображены сюжеты Троянской войны, в том числе и суд Париса.

«Суд Париса». Ок. 510 до н. э. Чернофигурная аттическая гидрия. Государственное античное собрание. Мюнхен
«Суд Париса». Ок. 510 до н. э. Чернофигурная аттическая гидрия. Государственное античное собрание. Мюнхен

Ахиллес преследует разоруженного всадника. Ок. 510 до н. э.
Ахиллес преследует разоруженного всадника. Ок. 510 до н. э.

Более наглядно сюжет отображает мозаика Римской империи.
Мозаика изображающая «Суд Париса» времен Римской империи
Мозаика изображающая «Суд Париса» времен Римской империи. Найдена в разрушенном здании, предположительно дворце императора Диолектиана

Характерно, что в античном искусстве первым к Парису всегда подходит Гермес.
Стелла из Туниса. Первая половина 2 века н.э.
Стелла из Туниса. Первая половина 2 века н.э. Находится в «Античном собрании» (Берлин)

Фреска из Помпеи Суд Париса. Национальный археологический музей Неаполя
Фреска из Помпеи Суд Париса. Национальный археологический музей Неаполя. Конец III - II век до н. э.

Гермес отдает Афродите золотое яблоко присужденное ей Парисом
Шкатулка 5-го века с изображением того как Гермес отдает Афродите золотое яблоко присужденное ей Парисом.

Особую популярность миф получил в Европе эпохи Возрождения.
Неизвестный итальянский мастер Суд Париса 1430-40 г.
Неизвестный итальянский мастер Суд Париса 1430-40 г.

Знаменитый Сандро Ботичелли не обошел стороной популярный миф.

Суд Париса. Сандро Боттичелли. Фонд Джорджо Чини, Венеция, 1485-1488
Сандро Боттичелли. Фонд Джорджо Чини, Венеция, 1485-1488

Во Флоренции сюжеты из истории античной мифологии были популярны среди образованной публики и такими картинами часто украшали богатые дома.

Суд Париса, Мастер Аргонавтов (1470-е)
Мастер Аргонавтов (неизвестный о имени художник, обозначенный по наиболее известной картине, 1470-е)

Данная работа предположительно принадлежит мастеру из Флоренции последней четверти XV века. Эта панель, скорее всего, украшала дом богатого горожанина, именно такие сюжеты из истории античной мифологии были популярны среди образованной публики.

Во времена культа женского тела эпохи Возрождения сюжет стал особенно популярен как средство изображения обнаженных дам.

Лукас Кранах Старший изображал этот сюжет как минимум трижды.
Суд Париса, Лукас Кранах старший, ок. 1512-1514
Лукас Кранах старший, ок. 1512-1514
Суд Париса, Лукас Кранах старший, ок. 1528
Лукас Кранах старший, ок. 1528
Суд Париса, Лукас Кранах старший, ок. 1530
Лукас Кранах старший, ок. 1530

Фламандский художник 17 века Ян Брейгель (Младший) так же не упустил возможность использовать популярный сюжет в своем творчестве.

В его работе явно указывается где какая богиня: Юнона со своим павлином, Минерва со своей эгидой (щит с изображением головы Горгоны) и шлемом, который лежит рядом с нею, и Венера, которую сопровождает Купидон. Меркурий в своем крылатом шлеме убран на задний план.

Суд Париса. Ян Брейгель Младший (Jan_Breughel_II), 17 век
Ян Брейгель Младший (Jan_Breughel_II), 17 век

Его знаменитый соотечественник, Питер Пауль Рубенс за свою жизнь нарисовал как минимум четыре версии суда Париса. Существует несколько версий картин Рубенса изображающих суд Париса. Эскиз первой написан, во время поездки в Италию около 1605 года, а последняя в 1639 году. Но наиболее ярко мифология отражена в версии 1636 года, на которой явно выделены атрибуты богинь: Геру он изображает с ее верным спутником — павлином, Афину — с эгидой (щитом с изображением головы Горгоны) и шлемом, а Афродиту — в сопровождении Купидона.

Рубенс. Суд Париса (эскиз маслом по меди 32.5 х 43.5). ок. 1606.
Рубенс. Суд Париса (эскиз маслом по меди 32.5 х 43.5). ок. 1606. Источник: Web Gallery of Art
Рубенс. Суд Париса. 1625
Рубенс. Суд Париса. 1625
Рубенс. Суд Париса. 1636
Рубенс. Суд Париса. 1636
Рубенс. Суд Париса. 1639
Рубенс. Суд Париса. 1639

Работами Рубенса вдохновлялись более поздние художники по всему миру. Ярким примером является картина французского художника Жозефа Парросель (1646 — 1704).
Жозеф Парросель (1646 — 1704), Суд Париса
Жозеф Парросель (1646 — 1704). Источник: gallerix.org

Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci) (1659-1734), итальянский художник XVIII века

Суд париса, Себастьяно Риччи (1659-1734)
Себастьяно Риччи (1659-1734)

Картина голландского исторического живописца Иоахима Эйтеваля (также Юттеваль; 1566—1638) хоть и имеет совсем другую композицию, но все же явно подражает версии Рубенса 1625 года, на что явно указывают персонажи слева.

Суд Париса, Иоахим Втеваль (1566-1638)
Иоахим Втеваль (1566-1638). Источник: gallerix.ru

Встречаются и работы в которых на первое место поставлен пейзаж.

Суд Париса, Клод Лоррен, ок. 1645-1646
Клод Лоррен, ок. 1645-1646

К сожалению не сохранилась картина Рафаэля иллюстрирующая легенду, однако, существует гравюра сделанная по ней.

Гравюра Маркантонио Раймонди. Суд Париса (по утраченному оригиналу Рафаэля), 1515
Гравюра Маркантонио Раймонди. Суд Париса (по утраченному оригиналу Рафаэля), 1515

В 19 веке многие художники используют сюжет суда Париса в своих произведениях, зачастую изображая свою версию имеющую мало общего с первоначальной.

Суд Париса, Макс Клингер, ок. 1886-1887
Макс Клингер, ок. 1886-1887

Не остались в стороне и русские живописцы рубежа 19-20 веков. Врубель:
Михаил Врубель, Суд Париса, 1893 г.
Михаил Врубель, Суд Париса, 1893 г.

Огромное полотно «Суд Париса» кисти Константина Маковского размером в десять квадратных метров (244х396 см) экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1889 году (вместе с его же полотнами «Демон и Тамара» и «Смерть Ивана Грозного»); они принесли художнику золотую медаль и орден Почетного легиона.

После долгого скитания по коллекциям, в 2005 году, картина Маковского ушла с молотка за 2 млн 88 тысяч $ на аукционе Sotheby’s.

Маковский, «Суд Париса»
Маковский, «Суд Париса». Источник: музей Фаберже

Конечно, Сальвадор Дали (1904-1989) не мог пропустить такой благодатный сюжет.

Сальвадор Дали (1904-1989) — Суд Париса
Сальвадор Дали (1904-1989) — Суд Париса

Но всех переплюнул Федерико Хименес и Фернандес (Federico Jimenez Y Fernandez) — испанский художник, известный деревенскими пейзажами, жанровыми сценами, картинами с изображением животных и птиц.

Федерико Хименес (1841-1931) — Суд Париса
Федерико Хименес (1841-1931) — Суд Париса

Суд Париса в городских представлениях

Популярность сюжета использовалась не только живописцами. В 15 веке существовал обычай встречи почетных гостей города представлениями с участием совершенно обнаженных красавиц. Особенно популярен был сюжет «Суда Париса».

История зарегистрировала целый ряд таких встреч: например, въезд Людовика XI в Париж в 1461 г., Карла Смелого в Лилль в 1468 г., Карла V в Антверпен в 1520 г.

Молине рассказывает, с каким удовольствием народ разглядывал Суд Париса при въезде Филиппа Красивого в Антверпен в 1494 году: «подмостки же, куда столь страстно взирали, являли историю трех богинь, коих все видели обнаженными, и то были живые женщины»

Далеко не всегда такие представления устраивались с целью демонстрации красоты. В пародийном представлении по сюжету Суда Париса, устроенном по случаю вступления в Лилль Карла Смелого в 1468 году, присутствовали очень толстая Венера, тощая Юнона и горбатая Минерва с золотой короной на голове. Во время встречи городом Лиллем Карла Смелого Бургундского три обнаженные красавицы разыгрывали перед ним суд Париса