Искусство Личности

Данте Алигьери. Жизнь и творчество поэта

О том как жил и творил автор бессмертной поэмы «Божественная Комедия»
Данте Алигьери. Жизнь и творчество поэта
Данте Алигье́ри (полное имя Дуранте дельи Алигьери — итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Наиболее известен как автор «Божественной Комедии» ставшей одним из главных произведений средневековой культуры. 

Годы жизни: последняя декада мая 1265 — в ночь с 13 на 14 сентября 1321 

Данте Алигьери был одним из самых выдающихся поэтов и мыслителей эпохи средневековья, определивший вектор развития общеевропейской культуры. Его творчество сыграло важную роль в формировании итальянского литературного языка за что его прозвали «отцом итальянского языка». Тем не менее, почти все, что мы знаем о жизни Данте, известно нам из собственных воспоминаний поэта, изложенных в его произведениях. 

В начале своего пути, Данте был известен современникам не как поэт, а как флорентийский политик. С тридцатилетнего возраста он занимал высокие посты и принимал активное участие в борьбе двух группировок разделяющих власть в городе.

Руководствуясь долгом, он был вынужден поспособствовать изгнанию своего «первого друга» Гвидо Кавальканти из Флоренции, а позже и сам оказался в изгнании и в течении последующих двадцати лет не оставлял попыток вернуться в родной город. Находясь в изгнании, Данте создал свое главное произведение - «Божественную комедию», навечно вписавшее его имя в историю литературы.

История его любви к девушке из знатной семьи Беатриче Порти, которую Данте воспевает в своих произведениях стала таким же хрестоматийным воплощением истинных возлюбленных, как и история о Ромео и Джульетте. Согласно воспоминаниям самого поэта, они разговаривали лишь дважды, в 9 и 18 лет, но чуткое сердце поэта сохранило любовь на всю жизнь. Беатриче была замужем за другим человеком и умерла рано, в 24-летнем возрасте, что стало главной трагедией в жизни поэта. Именно с этого события начинается его «Божественная Комедия».

Портрет Данте Алигьери
Сандро Боттичелли. «Портрет Данте» (около 1495)
Данте на фреске виллы Кардуччо Андреа дель Кастаньо (1450, Галерея Уффици)
Памятник Данте 1865 г. Флоренция. Работа скульптора Э. Пацци
Данте на фасаде галереи Уффици

Биография

О судьбе Данте Алигьери сохранилось мало информации, подтверждённой документальными источниками. Одним из первых людей, исследовавших жизнь поэта, был выдающийся писатель Раннего Возрождения, Джованни Боккаччо. На основании его трудов и автобиографичных текстов самого Алигьери и проводились многочисленные научные работы историков последующих эпох.

Даже всем знакомый портрет Данте Алигьери лишён достоверности: Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного гладко выбритого, однако, в общем его изображение отвечает нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно-задумчивый. 

Происхождение

Точная дата рождения Данте неизвестна. По свидетельству Боккаччо, Данте родился в мае 1265 года, в одном из самых передовых городов Италии тех времен, и всю жизнь оставался верен своему родному городу. 

Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из знатного римского рода Элизеев, участвовавшего в основании Флоренции. Прапрадед Данте, Каччагвида, участвовал в крестовом походе Конрада III и был посвящён им в рыцари. Погиб в бою с мусульманами. 

Образование

Творческое наследие Алигьери свидетельствует о очень высоком уровне его просвещённости: он был знаком с работами античных авторов и литературными творениями своих современников, великолепно ориентировался в естественных науках. Так, его «Божественная Комедия» поражает количеством знаний которые демонстрирует автор, сложными аллегориями и уникальным, до мельчайших деталей выверенном стилем. Тем не менее, доподлинно не известно, имел ли Данте официальное образование. По одной из версий в 1280-х годах он был студентом Болонского университета – самого престижного учебного заведения Европы. 

Первым наставником Данте был известный в то время флорентийский литератор, учёный, энциклопедист и видный политический деятель Брунетто Латини имя которого с большим почтением упоминается самим поэтом.

Политика 

В тридцатилетнем возрасте, около 1295 года, Данте вошел в гильдию, членство в которой открывало ему дорогу в политику. Неравнодушный к судьбе родного края, Данте часто выдвигался на почётные должности, участвовал в законотворчестве и выполнял непростые дипломатические миссии. Как раз в это время обострилась борьба между императором и Папой, так что политическая Флоренция была разделена на две противоборствующие группы — «черные гвельфы» (Связанные с папством. К «чёрным гвельфам» примкнул «тощий народ», враждебный торгово-ремесленной элите республики.) и «белые гвельфы» («Черчи» — умеренные; представлявшие интересы «жирного народа» — верхушки торгово-ремесленных слоёв), к стану которых принадлежал сам Данте и его друг Гвидо.

Борьба между «белыми» и «чёрными» продолжалась с переменным успехом до конца XIII века. Первую победу одержали «белые» и изгнали противников из города. В 1300 или 1301 году Данте был избран приором (некий аналог современного депутата, только не от района, а от профессиональной группы) — именно тут полностью проявились блестящие ораторские способности поэта. 

Будучи приором, Данте приходилось принимать не мало непростых решений. Так, после неудачного покушения на кардинала Акваспрата, присланного папой в Тоскану для примирения враждующих приоры отправили некоторых слишком буйных приверженцев обеих партий в изгнание. В том числе был и — поэт Гвидо Кавальканти из фракции «белых» которого Данте называл «своим первым другом». Он был выслан в Сарцану, нездоровую болотистую местность на краю Тосканской области, без права выезда.

Через несколько месяцев изгнанников вернули, но Гвидо Кавальканти был безнадежно болен, по-видимому малярией, которую в те времена лечить не умели, и вскоре умер.

«Джотто пишет портрет Данте». Картина Данте Габриеля Россетти. Рядом с Данте созерцающим лик Беатриче Портинаре — его друг Гвидо Кавальканти.

Изгнание из Флоренции

Данте все больше и больше начал противопоставлять себя Папе, участвуя в разнообразных антиклерикальных коалициях. К тому времени «черные» активировали свою деятельность, и в 1302 году, Франко-папская армия, поддерживающая «черных» ворвались в город и расправились со своими политическими противниками установив режим террора против «белых»: более 600 жителей Флоренции были приговорены к смерти. 

К папству как к институту поэт относится с высочайшим почтением, хотя к отдельным его представителям, и особенно к способствовавшим утверждению в Италии капитализма, испытывает ненависть.

27 января 1302 года Данте вместе с другими Белыми был обвинен в присвоении государственных денег, вымогательстве и употреблении полученных средств против интересов города. 

Данте несколько раз вызывали дать показания в городской совет, однако он каждый раз игнорировал эти требования, поэтому 10 марта 1302 года Данте и ещё 14 членов «белой» партии были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, поэт был вынужден покинуть родной город. 

View of Florence, printed in Nuremberg, 1493 (Flortencia)
View of Florence, printed in Nuremberg, 1493 (Flortencia)

Годы изгнания

В течение почти 20-летнего изгнания, до самой своей смерти Данте Алигьери странствовал в разных уголках Италии и не оставлял попыток вернуться на родину. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Бартоломео делла Скала. Позднее он прибыл в Болонью, в 1308—1309 годах очутился в Париже, где выступал на публичных диспутах, обычных в университетах того времени.

Творчество в изгнании

Все биографы Данте сходятся во мнении, что именно изгнание сделало его по-настоящему большим политиком и поэтом. Эти события заставили его стать более серьёзным и строгим. Он начинает писать свой тракт «Пир» посвященный итальянскому языку. Изначально, трактат задумывался как аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канцонам (стихам), однако, произведение так и не было закончено: написано было лишь введение и толкование к трём собственным канцонам. 

Канцона (буквально — песня) — лирическое стихотворение в строфической форме, первоначально куртуазная песня. Наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров.

При этом его анализы выходят далеко за рамки собственно стиховедения и затрагивают глубокие проблемы философии и этики. В своих толкованиях Данте опирается на античные и средневековые авторитеты, особенно на «Утешение Философией» Боэция, труды Аристотеля и Платона, Цицерона и Сенеки, Авиценны и аль-Газали, и других великих мыслителей. 

Не окончен и латинский трактат о народном языке, или красноречии «De vulgari eloquentia», обрываясь на 14-й главе второй книги.

В годы изгнания создались постепенно и при тех же условиях работы две кантики (части) «Божественной Комедии» — «Ад» и «Чистилище» . Время написания каждой из них может быть определено лишь приблизительно. Рай дописывался позже, в Равенне.

Возвращение на родину

В 1310 году Генрих VII (император Священной Римской империи; не путать с королем Англии) во главе 5000 войска предпринял свой итальянский поход, против Бонифациевой системы входе которого возвратил изгнанников, всё равно, были ли они сторонниками «черной» или «белой» фракции. Данте вернулся в Италию убеждая всех склонить голову перед императором; он видел одно спасение для Италии в восстановлении императорства, однако, император-идеалист внезапно скончался в 1313 году.
 
Впоследствии Данте поместил его (под именем Арриго) на высокое место в «Раю», последней части «Божественной комедии». 

А вскоре, 6 ноября 1315 года, наместник короля Роберта во Флоренции Раньери ди Заккария, подтвердил декрет изгнания в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь, в случае, если они попадутся в руки флорентийцев. 

С 1316—1317 г. он поселился в другом итальянском городе — Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента. Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, Данте написал последнюю часть «Божественной комедии».

Смерть

Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. По дороге назад Данте заболел малярией и умер в Равенне в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. 

Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, так и не был воздвигнут. Современная гробница (также называемая «мавзолеем») построена в 1780 году. 

Надгробие Данте в Равенне

Явление после смерти

По свидетельству Бокаччо, после смерти Данте Алигьери его сыновья долгое время не могли доискаться тринадцати последних песен «Божественной комедии», пока, согласно легенде, Данте не приснился своему сыну Якопо и не подсказал, где они лежат. 

Тогда его семья сильно горевала, ведь их кормилец скончался внезапно, не успев отослать издателю окончание «Божественной комедии» – 35 песен из «Рая», за которые издатель пообещал выплатить семье гонорар. Сыновья рьяно искали рукопись, ведь они знали, что отец закончил ее. Но он жил в изгнании и в вечном страхе ареста. Поэтому неудивительно, что он спрятал рукопись в надежный тайник.

То, что случилось дальше, – одна из самых таинственных историй в мире искусств. Вот что написал старший сын Данте – Якопо Алигьери: 

«Ровно через восемь месяцев после смерти отца, на исходе ночи он сам явился ко мне в белоснежных одеждах… Тогда я спросил… где спрятаны песни, которые мы тщетно ищем уже столько времени? И он… взял меня за руку, провел в горницу и указал на стену: «Здесь вы найдете то, что ищете!»

Очнувшись, Якопо кинулся к стене, откинул циновку и обнаружил тайную нишу, где и лежала рукопись. 

Муза Данте Беатриче

История про Беатриче, музу которой Данте посвятил огромную часть своего творчества полна легенд. Именно она является проводником поэта в мире мертвых, сначала через Вергилия, а позже, в Раю, лично. Биографы идентифицируют возлюбленную Данте с Беатриче Портинари, которая умерла в 23 или 24-летнем возрасте во Флоренции в 1290 году. 

Беатриче Портинари была единственной и настоящей музой поэта. Пылкие чувства Алигьери, близкие к обожествлению своего объекта страсти, стали хрестоматийным примером глубокой платонической любви. К сожалению, сохранилось мало документальных свидетельств открывающих завесу тайны личности этой женщины. Со слов Джованни Боккаччо, Беатриче приходилась дочерью известного флорентийского банкира, жившего по соседству с семейством Алигьери. 

По самой популярной версии, Данте встречался с возлюбленной лишь дважды в жизни, при чем, превый раз в детстве, и они никогда даже не разговаривали друг с другом. Тем не менее, красота девочки так поразила его, что он сделал её главной героиней всех своих произведений. 

Но из произведений Данте следует, что хотя он разговаривал с Беатриче всего два раза в жизни, однако видел её постоянно до её смерти, так как они вращались в одном обществе. Что вполне логично, учитывая «высокое» происхождение обоих и небольшой размер города (менее 100 тысяч человек). К тому же, сам Данте пишет, что самый ближайший родственник Беатриче (очевидно, брат) был его ближайшим другом. И более того, по свидетельству Бокаччо, семейства Алигьери и Портинаре были ближайшими соседями.

Первая судьбоносная встреча произошла в раннем возрасте, когда будущему поэту было всего девять лет, а маленькой Беатриче – восемь. 

Это было в её доме, когда отец Данте взял его с собой в гости. Об этом Данте сообщает в своём первом произведении «Новая жизнь». От этой первой встречи и первой любви у Данте остались впечатления на всю жизнь, которые в дальнейшем только усиливались. Долгое время после этого, Данте видел девушку лишь мельком. 

Генри Холидей "Данте и Беатрис". 1883 год. Она выставлена в художественной галерее Уокера в Ливерпуле, Англия. Это считается самой важной картиной Холидея. Она выполнен маслом на холсте размером 142,2 см (56 дюймов) и 203,2 см (80 дюймов) и была приобретена галереей в 1884 году. Источник: en.wikipedia.org
Второй раз они встретились на одной из улиц Флоренции спустя девять лет, когда юная красавица была уже замужней дамой. Беатриче была одета в белоснежные одежды и шла в сопровождении двух женщин, «старших её годами». Она поздоровалась с ним, что наполнило его невероятной радостью:

Час, когда я услышал её сладостное приветствие, был точно девятым этого дня. И так как впервые слова её прозвучали, чтобы достигнуть моих ушей, я преисполнился такой радости, что, как опьяненный, удалился от людей; уединившись в одной из моих комнат, я предался мыслям о куртуазнейшей госпоже.
«Новая жизнь»

Никогда более они не разговаривали. Он посвящал ей стихи, однако, и не думал ни о каких романтических отношениях со своей дамой сердца. Более того он старался сохранить свои чувства в тайне. А чтобы его взгляд не выдал его чувства, Данте для отвода глаз делал зримым объектом своего поклонения других дам, причем однажды это даже вызвало осуждение Беатриче, которая не стала с ним разговаривать при очередной встрече.

Также он описывает, как встретил её однажды на чужой свадьбе. Оказавшись рядом с возлюбленной, Данте стал сам не свой
Видя смущение поэта, Беатриче с подругами посмеялась над ним.


И я говорю вам, что многие из дам, заметив, как я изменился, начали смеяться надо мной вместе с Благороднейшей. Тогда друг мой, желавший мне добра и обманутый в своих ожиданиях, взял меня за руку, увел от взоров этих дам и спросил, что случилось со мной. Когда я пришел в себя и возродились мои поверженные духи, а изгнанные вернулись в свои владения, я сказал моему другу: «Ноги мои находились в той части жизни, за пределами которой нельзя идти дальше с надеждою возвратиться» 
Новая жизнь, XIV 

Также он описывает, как за несколько лет до смерти Беатриче ему было видение о её кончине.

Три встречи Данте с Беатрис: на первомайском празднике, на флорентийской улице и в земном раю. Картина Элизабет Сонрель (1874—1953).
Беатриче умерла рано, в возрасте 23-24 лет, во время родов. Это событие стало для молодого человека настоящей трагедией, едва не закончившейся для него самого смертью. Смириться с потерей Данте помогло творчество. Он много работал и через два года на свет появилось его первое крупное творение под названием «Новая жизнь». А ещё через несколько лет женился на Джемме да Манетто Донати, дочери влиятельного политика. 

Это был брачный союз, заключённый по расчёту, довольно типичный для той эпохи. У пары родилось двое сыновей и дочь. Большую часть жизни супруги находились в разлуке. Примечательно, что Алигьери не упомянул имя жены ни в одном из своих произведений.

Более подробно об отношениях Беатриче и Данте читайте в отдельной статье

Творчество

Все знания, все поверия, все страсти средних веков были воплощены и преданы, так сказать, осознанию в живописных терцетах Данте.
А.С. Пушкин

Данте Алигьери, мыслитель и поэт, постоянно ищущий принципиального основания всему, что происходило в нём самом и вокруг него, именно эта вдумчивость, жажда общих начал, определённости, внутренней цельности, страстность души и безграничное воображение определили качества его поэзии, стиля, образности и абстрактности. 

Любовь к Беатриче получала для него таинственный смысл; он наполнял ею каждое произведение. Её идеализированный образ занимает значительное место в поэзии Данте. Первые произведения Данте датируются 1280-ми годами. В 1292 году им была написана повесть об обновившей его любви «Новая жизнь» («La Vita Nuova»), составленная из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче. «Новая жизнь» считается первой в истории мировой литературы автобиографией. Уже в изгнании Данте пишет трактат «Пир» (Il convivio, 1304—1307).

Создавал Алигьери и политические трактаты. Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом; но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, поэтому он пишет свой латинский трактат «О монархии» («De Monarchia»). Данное произведение — своеобразный апофеоз императора-гуманиста, рядом с которым он желал бы поставить столь же идеальное папство. В трактате «О монархии» сказался Данте-политик. 

Но несомненно, главным произведением Данте, а как утверждают многие исследователи — всей итальянской литературы, является поэма «Божественная комедия». «Комедия» это художественный итог европейского Средневековья. Настоящая средневековая энциклопедия научных, политических, философских, моральных, богословских знаний. Признаётся величайшим памятником итальянской и мировой культуры. 

«Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслью — таковы смелость Шекспира, Данте, Мильтона, Гете в „Фаусте“, и единый план Ада — есть уже плод высокого гения.» 
А.С. Пушкин

Список произведений

В произведениях, созданных в период ссылки, Данте выступал как исследователь, литературовед, просветитель, философ и богослов. Он написал трактаты, посвящённые народному языку, общественно-политической проблематике, принципам морали средневекового общества, вопросам о свойствах души и интеллекта. Библиография произведений Алигьери включает в себя следующие работы:
  1. «Новая жизнь». В поэме «Новая жизнь» Данте воспел свою первую юношескую любовь — Беатриче Портинари, которая умерла в 1290 году в 24-летнем возрасте. Данте и Беатриче стали символом любви, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта. 
  2. Незаконченный философский трактат «Пир» (Convivio), написанный примерно в 1306 году, в котором была изложена критика морально-этических норм, а также предпринята попытка сделать глубокий анализ поэтики и языкознания;
  3. Незаконченный лингвистический трактат «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia libri duo), написание которого относится к 1303 – 1305 годам, представляющий собой первую в Европе исследовательскую работу происхождения и развития романских языков, а также анализ современных автору литературных форм;
  4. Состоящий из трёх частей трактат «Монархия» (De Monarchia), написанный в 1312 – 1313 годах на латинском языке, повествующий об идеальном, с точки зрения автора, общественно-политическом строе;
  5. Поэма «Божественная комедия» (La Divina Commedia), созданная в период с 1306 по 1321 годы, считающаяся вершиной творческого пути.
Примечательно, что работы «Пир» и «О народном красноречии», равно как и «Комедия», были написаны Алигьери не на латыни, а на итальянском языке (тосканском диалекте) что позволяло приобщить к знаниям более широкий круг читателей, и входило в рамки своего рода просветительской миссии автора.
Подборки: Данте