Искусство Интересное

«Божественная комедия» Данте. О чем писал поэт

Написанная в начале 14-го века находящимся в изгнании политиком, поэма стала величайшим памятником итальянской и мировой культуры
«Божественная комедия» Данте. О чем писал поэт
«Божественная комедия» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia) — поэма, написанная Данте Алигьери в период приблизительно с 1308 по 1321 год. Изначально поэма называлась просто «Комедия», наименование «Божественная» в 1555 году ей дал Джованни Боккаччо, как дань восхищения.

По мнению учёных, «Божественная комедия» это художественный итог европейского Средневековья. Настоящая средневековая энциклопедия научных, политических, философских, моральных, богословских знаний. Признаётся величайшим памятником итальянской и мировой культуры.

Поэма написана трёхстрочными строфами с особой схемой рифмовки, так называемыми терцинами и делится на три части — «Ад», «Чистилище» и «Рай» — каждая из которых состоит из 33 песен (34 песни в первой части «Ад», как символ дисгармонии).

Для того что бы понять стиль поэмы достаточно прочесть всего пару трехстрочий.

 Песнь первая  
     Лес — Холм спасения — Три зверя — Вергилий

     Земную жизнь пройдя до половины, *
     Я очутился в сумрачном лесу,
     Утратив правый путь во тьме долины.

     Каков он был, о, как произнесу,
     Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
     Чей давний ужас в памяти несу!

     Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
     Но, благо в нем обретши навсегда,
     Скажу про все, что видел в этой чаще.

Интересно, что аналогичный сюжет «экскурсии по аду» присутствовал в древнеславянской литературе на несколько веков раньше — в Хождении Богородицы по мукам.

Сюжет

Действие «Божественной комедии» начинается с того момента, когда лирический герой (сам Данте), потрясенный смертью любимой Беатриче, пытается пережить свое горе, изложив его в стихах, чтобы сохранить неповторимый образ своей возлюбленной. Но тут оказывается, что ее непорочная личность и так неподвластна смерти и забвению. Она становится проводником, спасительницей поэта от неминуемой гибели. 

Во вводной песни поэт рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, однажды заблудился в дремучем лесу и как древнеримский поэт Вергилий, посланный Беатриче, избавил его от трёх диких зверей, преграждавших ему путь и предложил совершить странствие по загробному миру.

Дикие звери символизируют три самые сильные страсти: соответственно сладострастие, гордыня, корыстолюбие. А дремучий лес, в котором поэт заблудился, — символ совершенных на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений. 

Вергилий, посланные Беатриче, сопровождает живого лирического героя — Данте сначала в путешествии через Ад представляющий из себя воронку к центру земли состоящую из 9 кругов, каждый из которых соответствует своему греху. В пути они встречают многих исторических персонажей и воочию наблюдает все муки испытываемые грешниками. Пройдя все 9 кругов Ада они выходят на другую сторону планеты к горе "Чистилище" поднявшись на которую оказываются на пороге Рая, где Вергилий, путь которому в Рай закрыт, уступает место возлюбленной Данте Беатриче (божественная благодать) которая сопровождает поэта в путешествии по Раю.

Схема мира описанного Данте в "Божественной комедии"

Ад

Вергилий, посланные Беатриче, сопровождает живого лирического героя — Данте — в пути через все ужасы ада Ада. На вратах Ада написано «Оставьте всякую надежду», но Вергилий советует Данте избавиться от страха и трепета перед неизведанным, ведь только с открытыми глазами человеку под силу постичь источник зла. 

Ад описанный Данте представляет собой воронку из девяти концентрических кругов, в самом низу которой, в центре земли, обитает сам Люцифер. Каждый круг предназначен для разных грешников. На первом — находятся находятся некрещенные младенцы и безбожники — в целом хорошие люди (например, Аристотель, Платон, Сократ, Цезарь и сам Вергилий), но путь в рай им закрыт, а на последнем, предатели (такие как Иуда) которые испытывают по-настоящему адские муки.

Карта Ада Сандро Боттичелли по "Божественной комедии". См. карта в высоком разрешении

Любопытно, что для ада характерно большое присутствие античных сюжетов: здесь есть Минотавр, кентавры, гарпии, перевозчик душ умерших через Стикс Харон, охраняющий врата ада Цербер, бог богатства Плутос и многие другие герои мифологии отражающие людские грехи.

Более подробное описание всех кругов Ада можно прочесть в статье «Карта Ада Боттичелли», а так же менее подробны карты других мастеров.

Чистилище

Преодалев все круги Ада, Данте и Вергилий проходят по узкому коридору из центра земли во второе её полушарие и оказываются на поверхности земли. Там, в середине острова, окружённого океаном, возвышается гора в форме усечённого конуса — Чистилище, состоящее, как и Ад, из ряда кругов, сужающихся к вершине горы. 

Гора Чистилище
В Чистилище попадают души, успевшие рано или поздно покаяться в совершённых грехах. Такие души получают возможность достигнуть Рая после того как «отбудут срок» в Чистилище.

Ангел, охраняющий вход в чистилище, впускает Данте в первый круг чистилища, перед этим начертав мечом на его лбу семь P (Peccatum — грех), символизирующие семь смертных грехов. С прохождением каждого круга исчезает по одной букве; когда, достигнув вершины Чистилища, Данте вступает в расположенный там «земной рай», он уже свободен от начертанных стражем чистилища знаков. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Вергилию, не узнавшему крещения, нет доступа в рай, поэтому он исчезает, доведя Данте до райских врат.

Рай

В третьей части поэмы Данте странствует по семи сферам рая, опоясывающим землю и соотносимым с семью планетами согласно принятой тогда Птолемеевой системе: сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. п., за ними расположены сферы неподвижных звёзд, хрустальная сфера и Эмпирей, — бесконечная область, предназначенная для блаженных, созерцающих Бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. 


Данте и Беатриче на берегах Леты. Кристобаль Рохас (Венесуэла), 1889. 

В земном раю Данте встречает Беатриче, восседающую на колеснице, запряжённой грифом (аллегория торжествующей церкви). Она убеждает Данте покаяться и возносит его, уже просветлённого, на небеса. 

Пролетая по сферам, ведомый Бернардом, Данте видит императора Юстиниана, знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру (их сияющие души образуют сверкающий крест). Возносясь всё выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Творцом.

Карта мира Данте описанного в "Божественной комедии". Вергилий провел Данте от Темного леса, до вершины горы "Чистилище", где передал эстафету Беатриче. Возлюбленная провела поэта через все "Набеса" к "Лучезарной реке" где Данте повстречался с самим Творцом.

Почему проведение называется «Комедией»

Называя свою поэму комедией, Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он сам поясняет в одном из писем, — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия же — всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом на латинском языке. Поэтому у Данте Вергилий называет свою «Энеиду» трагедией (Ад, Песнь XX, строка 113). Наименование «Божественная» было придано Дантовой Комедии уже впоследствии Джованни Боккаччо, как дань восхищения.

«Магия» чисел

«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она состоит из трёх частей — кантик: «Ад», «Чистилище» и «Рай»; каждая из них включает в себя 33 песни, что в общей сумме со вступительной песнью даёт число 100. Каждая часть делится на 9 отделов плюс дополнительный десятый; вся поэма состоит из трехстрочий со сложной схемой рифмовки, и все её части оканчиваются словом «звезды» («stelle»). К этому же мистическому цифровому ряду можно отнести и три цвета одежд, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых, тройственное распределение Ада с девятью кругами. Вся эта четко выстроенная система рождает удивительно гармоничную и связную иерархию мира, созданного по неписаным божественным законам. 

Всего же в поэме содержится 14233 стиха. Интересно, как Данте в соответствии с символикой «идеальных чисел» — «три», «девять» и «десять», употребленной им в «Новой Жизни», располагает в «Комедии» очень значимую для него лично часть поэмы — видение Беатриче в тридцатой песни «Чистилища». 
  • Во-первых, поэт приурочивает его именно к тридцатой песни (кратное трём и десяти);
  • Во-вторых, он помещает слова Беатриче в самую середину песни (с семьдесят третьего стиха; в песни всего сто сорок пять стихов);
  • В третьих, до этого места в поэме — шестьдесят три песни, а после неё — ещё тридцать шесть, причём числа эти состоят из цифр 3 и 6 и сумма цифр в обоих случаях даёт 9 (Данте именно в 9 лет впервые встретил Беатриче).
Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 9 — это 3 в квадрате, число 33 — протяжённость земной жизни Христа, число 100, то есть 10, помноженное на само себя — символ совершенства и пр. 

О «Божественной комедии» 

По форме «Божественная комедия» — загробное видение, распространённый жанр в средневековой литературе. 

Дремучий лес, в котором поэт заблудился на середине жизненного пути, — символ совершенных на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений. Три зверя преградивших ему путь — три самые сильные страсти: соответственно сладострастие, гордыня, корыстолюбие. 

Этим аллегориям придаётся также политический смысл: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов; лев, символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая, — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии. 

От зверей рассказчика спасает Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (которая здесь предстаёт как символ божественного провидения). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Суть этой аллегории такова: человека от страстей спасает разум, а божественная благодать (Беатриче в переводе с итальянского — благодатная) ведёт к вечному блаженству. 

Загробный мир предстает перед читателем в форме цельного здания, архитектура которого просчитана в мельчайших деталях, а координаты пространства и времени отличаются математической и астрономической выверенностью, полной нумерологического и эзотерического подтекста. 

Весь мир «Комедии» строится в полном соответствии с политической позицией автора. Данте никогда не упускает возможности посчитаться со своими идейными противниками и личными врагами. Ад для Данте — это не овеществленное место, а состояние души согрешившего человека, постоянно мучающегося угрызениями совести. Данте населял круги Ада, Чистилище и Рай, руководствуясь своими симпатиями и антипатиями, своими идеалами и представлениями. Он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник многих зол. 

В первой песни «Рая» Данте выслушивает концепцию реальности из уст Беатриче и не в силах оторвать глаз от ее изумрудных глаз. Эта сцена — воплощение глубоких идейных и психологических сдвигов, когда художественное постижение действительности стремится стать интеллектуальным. 

Тёмное настоящее у него противопоставлено светлому прошлому, Флоренция буржуазная — Флоренции феодальной, когда всеми ценились умеренность, простота нравов, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды).

Далее Данте восхваляет Константина и Юстиниана как величайших императоров, помещает их в Рай. Они должны были послужить как бы примером для германских императоров той поры, и в частности для Генриха VII Люксембургского, которого Данте призывал вторгнуться в Италию и объединить её на феодальных началах. 

К папству как к институту поэт относится с высочайшим почтением, хотя к отдельным его представителям, и особенно к способствовавшим утверждению в Италии капитализма, испытывает ненависть; некоторые папы оказываются в аду. 
Данте почитает грехом свободную любовь. Но не грех для него любовь, которая влечёт к предмету поклонения чистым платоническим порывом. Это — великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не безусловная добродетель. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». Дух пытливости, стремление раздвинуть свой кругозор, открывать новое, соединяемое с «добродетелью», побуждающее к героическим дерзаниям, превозносится, как идеал. 

Своё видение Данте создавал из кусков реальной жизни. Конструкция загробного мира составлена из отдельных уголков Италии, размещённых в нём чёткими графическими контурами. 

В «Божественной комедии» Данте сделал особый упор на цветовой символике изображаемой им Вселенной. Если для Ада характерны темные тона, то путь из Ада в Рай — это переход от темного и мрачного к светлому и сияющему, тогда как в Чистилище происходит смена освещения. Для трех ступеней у врат Чистилища выделяются символические цвета: белый — невинность младенца, багровый — грешность земного существа, красный — искупление, кровь которого выбеливает так, что, замыкая этот цветовой ряд, белый появляется вновь как гармоническое соединение предыдущих символов. 

Значение

До «Божественной комедии» итальянская средневековая литература действительно была невероятно отсталой по сравнению с литературными достижениями других стран. Она непостижимым образом появилась на свет посреди итальянской литературной пустыни на бедной и скудной почве, не соответствуя никаким жанровым схемам и не имея аналогов в тогдашней мировой литературе. Своей «Комедией» Данте завоевал для Италии первое место в литературном развитии Европы уже после своей смерти, причём на очень долгое время, и она утратила его только в XVII веке, когда духовное лидерство перешло к французской культуре, впитавшей в себя лучшие достижения итальянской. Дантовский гений, создав такой колоссальный шедевр, как «Божественная комедия», практически на пустом месте, надолго обеспечил за собой гегемонию в духовной (и литературной в том числе) жизни Европы

«Божественная комедия» на протяжении семи столетий являлась источником вдохновения для многих художников, поэтов и философов. В поэме изображено столько живых человеческих образов, столько типичных фигур, столько ярких психологических ситуаций, столько выразительных и впечатляющих сцен, эпизодов, что искусство и в последующие века, и даже в наше время продолжает черпать оттуда.

Структура «Комедии», ее сюжеты, идеи очень часто заимствовались и использовались очень многими позднейшими творцами искусства, получая в их произведениях уникальную и часто различную интерпретацию. Влияние, оказанное произведением Данте на всю человеческую культуру в целом и отдельные её виды в частности, огромно и во многом неоценимо. 

Упоминания научных явлений и технологических достижений в «Комедии»


В своей поэме Данте приводит достаточно много ссылок на науку и технологии своей эпохи. Например, затрагиваются вопросы, рассматриваемые в рамках физики: сила тяжести, предварение равноденствий, происхождение землетрясений, крупных оползней, формирование циклонов, Южный Крест, радуга, круговорот воды, относительность движения, распространение света, две скорости вращения, свинцовые зеркала, отражение света , магнитный компас, возгорание в результате трения трута и огнива, миметизм, плотины голландцев, мельницы, очки, часы.

Влияние на русскую литературу

Известно, что творчество Данте очень интересовало и волновало Пушкина, который во многом ради изучения дантовского наследия, ради изучения «Божественной комедии» даже освоил итальянский язык; можно сказать, что величайший итальянский поэт был литературным наставником для величайшего русского. Явное влияние творчества Данте на Пушкина можно проследить в таких произведениях русского поэта, как стихотворение «В начале жизни школу помню я», впервые в российской литературе написанное терцинами; два подражания-пародии «Аду» 1832 года: «И дале мы пошли…» и «Тогда я демонов увидел чёрный рой»; «Скупой рыцарь», где Барон Филипп многими своими чертами удивительно напоминает дантовских ростовщиков и скупцов, и в особенности падуанца Реджинальдо дельи Скровеньи из XVII песни «Ада». 

Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслью — таковы смелость Шекспира, Данте, Мильтона, Гете в „Фаусте“, и единый план Ада — есть уже плод высокого гения.
А.С. Пушкин

После смерти Пушкина, с конца 30-х годов XIX века Н. В. Гоголь задумал создать произведение, подобное «Божественной комедии». В годы жизни в Италии Гоголь много читал Данте, и в Москве друзья постоянно заставали его за чтением «Божественной комедии». Идея и план «Мертвых душ», как их мыслил Гоголь, очень близки основной идее (нравственного совершенствования человека) и плану «Комедии». Как и Данте, Гоголь делит свою поэму на три части; внутренний смысл каждой из них должен был соответствовать дантовским «Аду», «Чистилищу» и «Раю». Ближайшие друзья Гоголя, сравнивая замысел «Мертвых душ» с «Божественной комедией», сомневались в том, что Гоголю удалось бы, «подобно Данту, довершить свою работу Чистилищем и Раем» Можно заметить, что они оказались правы: Гоголь, закончив первую часть «Мертвых душ», на протяжении 10 лет, с 1842 по 1852 год, дважды пытался написать вторую часть, и, как известно, дважды сжигал свои труды; в конце концов это привело к полному духовному истощению писателя.

Влиянием Данте отмечено и творчество одного из самых крупных поэтов русского символизма, Александра Блока. Для генезиса стихов Блока о Прекрасной Даме творчество Данте также важно, как и творчество Гёте, Петрарки и Владимира Соловьева

Да, мы в дверях культуры. Надпись
Узорная, как надпись у ворот
Таинственного Дантовского Ада,
Гласит об этом…

А. Блок. «Песни судьбы»

В творчестве А. А. Ахматовой образ Данте также занимал значительное место. Например, в стихотворении «Муза» упоминается Данте и первая часть «Божественной комедии». В 1936 году Ахматова написала стихотворение «Данте», где появляется образ Данте-изгнанника.

В 1965 году, на торжественном заседании, посвящённом 700-летию со дня рождения Данте Алигьери, Анна Ахматова прочла «Слово о Данте», где помимо собственного восприятия Алигьери, приводит упоминание о нем в поэзии Н. ;Гумилёва и трактат О. Э. Мандельштама «Разговор о Данте».
Подборки: Данте