Личности

Гвидо Кавальканти — «первый друг» Данте

Итальянский поэт и политик 13 века наиболее известный как персонаж «Божественной комедии» и «Декамерона»
Гвидо Кавальканти — «первый друг» Данте
Гвидо Кавальканти (итал. Guido Cavalcanti; ) — итальянский поэт, друг Данте (который в «Новой Жизни» называет его первым из своих друзей). Принимал участие в общественно-политической борьбе своего времени на стороне «белых» гвельфов. Персонаж «Божественной комедии» и «Декамерона». 

Годы жизни: родился между 1250 и 1259 годами — умер 29 августа 1300 года

Точная дата рождения не известно, однако, можно с уверенностью сказать что Гвидо родился не позднее 1259 года, поскольку в 1284 г. он уже участвовал в заседаниях Общего Совета флорентийской Коммуны, а эту должность можно было получить только по достижении 25-летнего возраста. Возможно, что он родился значительно раньше, примерно около 1250 г.

Гвидо был сыном Кавальканте де Кавальканти, которого Данте поместил в шестом круге своего Ада, среди еретиков. Сам Гвидо, попал а первый круг, так как в отличие от Данте, был атеистом.

В двадцать лет мессер Гвидо Кавальканти был бесспорно самым красивым и статным из знатных флорентинских юношей. Длинные волосы его, выбиваясь из-под шапочки, ниспадали на лоб иссиня-черными кудрями, а золотистые глаза светились ослепительным блеском. У него были руки Геркулеса и пальцы нимфы. В плечах он был широк, но станом тонок и гибок. Он славился умением объезжать норовистых коней, а также владеть тяжелым оружием и не имел соперников в метании колец. 
Франс Анатоль. «Красная лилия. Сад Эпикура. Колодезь святой Клары. Пьер Нозьер. Клио» 

В политике

Гвидо Кавальканти

Гвидо Кавальканти принимал активное участие в политической жизни. Возможно, своей политической карьере, он частично обязан браку с Биче, или Беатриче, дочерью главы гибеллинов Фаринаты дельи Уберти, заключенном в 1267 году. Вероятно, этот брак был «по расчету», что было вполне обычным делом в те времена.

В конце 13 века, Флоренция была разделена на две противоборствующие группы — «черные гвельфы» (связанные с папством. К «чёрным гвельфам» примкнул «тощий народ», враждебный торгово-ремесленной элите республики.) и «белые гвельфы» («Черчи» — умеренные; представлявшие интересы «жирного народа» — верхушки торгово-ремесленных слоёв). 

Гвидо, как и Данте, принадлежал к фракции «белых гвельфов». Кроме этого, он был назначен членом Общего Совета. Однако его политическая карьера была прервана принятием «Уложений о справедливости» Джана делла Белла закрывшее магнатам доступ к органам управления Флорентийской республики, и следующих за ними указами 1295 года, по которым запрещалось записываться в цеха тем, у кого в семье было более двух нобили (магнатов; аристократов), а семейство Кавальканти намного превосходило этот предел. 

«Джотто пишет портрет Данте». Картина Данте Габриеля Россетти. Рядом с Данте созерцающим лик Беатриче Портинаре — его друг Гвидо Кавальканти.

Изгнание

Присланный папой в Тоскану для примирения враждующих кардинал Акваспрата, сделал вид, что столкновение его не касается. Народ был возмущен поведением папского представителя, и однажды, когда кардинал появился у окна епископского палаццо, чтоб благословить толпу, на него было совершено покушение. Выпущенная из арбалета стрела, к счастью для Флоренции, попала в поперечную балку окна. 

После этого покушения, ради сохранения мира, приоры, к числу которых относился и Данте, приняли соломоново решение, отправив некоторых слишком буйных приверженцев обеих партий в изгнание. Среди изгнанных белых был и Гвидо Кавальканти, высланный без права выезда в Сарцану, нездоровую болотистую местность на краю Тосканской области.

Через несколько месяцев изгнанников вернули, но Гвидо Кавальканти к тому времени был безнадежно болен, по-видимому малярией, которую в те времена лечить не умели, и вскоре умер. Из регистра умерших церкви Санта Репарата (фундамент которой обнаружен под главным флорентийским собором Санта Марий дель Фьоре) следует, что его погребли в этой церкви 29 августа 1300 года. 

Творчество

О если б я любви достоин был, —
Во мне лишь память о любви всевластна,
И дама не была б столь безучастна,
 Такой корабль мне стал бы, Данте, мил.
А ты, из тех, которых посвятил
Амор, смотри — жду милость ежечасно,
Но дама в сердце целится бесстрастно,
 Как ловкий лучник: жду, чтоб он сразил
Меня. Амор натягивает лук
И, торжествуя, радостью сияет:
 Он сладостную мне готовит месть.
Но слушай удивительную весть —
Стрелой пронзенный дух ему прощает
 Упадок сил и силу новых мук.

Гвидо Кавальканти — к Данте 

Гвидо Кавальканти оставил несколько десятков стихотворений, проникнутых как лирическими, так и политическими мотивами. Самое знаменитое его творение, условно называемое «Канцоной о любви», представляет собой традиционный художественно-философский трактат в миниатюре. Утверждают, что это сочинение вызвали) наибольшие споры за всю историю итальянской словесности. Канцона написана в весьма изощренной поэтической форме — в каждой из пяти ее строф, или стансов, содержащих по 14 одиннадцатисложных стихов, на 154 слога рифмуются 32. Возможно, Кавальканти, в других стихотворениях впечатляющий простотой и ясностью языка, хотел таким образом подчеркнуть и одновременно уравновесить серьезность философской мысли. Не исключена и потребность в защите от обвинений в ереси. Туманность отдельных мест вызвала разноголосицу среди многочисленных толкователей канцоны — от современника поэта врача Дино дель Гарбо и ренессансных платоников до исследователей наших дней, возводящих идеи стихотворения то к Аристотелю, то к Фоме Аквинскому, то к средневековому мистицизму. 

Помимо всего прочего, на восприятие поэта и философа Кавальканти в литературной традиции повлияли фольклорные мотивы, отразившиеся в «Декамероне» Боккаччо (день V I, новелла 9), где он назван эпикурейцем и атеистом (Данте поместил отца Гвидо как эпикурейца в «Аду» — X, ст. 60-63). 

На русский язык сонеты Кавальканти переводили И. Н. Голенищев-Кутузов, О. Румер, Ш. Крол.
Подборки: Данте