Личности Интересное

Беатриче Портинаре — биография музы Данте

О том, кем была загадочная муза легендарного поэта, и правда ли, что он видел ее всего два раза в жизни.
Беатриче Портинаре — биография музы Данте
Беатриче, предположительно Беатри́че Портина́ри — «муза» и тайная возлюбленная итальянского поэта Данте Алигьери. Именно она является проводником поэта в «Божественной комедии», сначала посредством Вергилия, а позже, в Раю, лично.

Беатриче была его первой и единственной любовью, вышла замуж за другого и рано скончалась. Воспета в главных произведениях Данте и оказала огромное влияние на развитие темы платонической любви поэта к недоступной даме в европейской поэзии последующих веков. В её честь названа борозда Беатриче на Плутоне.

Биографы идентифицируют возлюбленную Данте с Беатриче Портинари (1266/1267, апрель — 8(9) июня 1290, сокращенно Биче, которая умерла в 23 или 24-летнем возрасте во Флоренции в 1290 году.

К сожалению, сохранилось мало документальных свидетельств открывающих завесу тайны личности этой женщины. Со слов Джованни Боккаччо, Беатриче приходилась дочерью известного флорентийского банкира, жившего по соседству с семейством Алигьери.

Беатриче и Данте

В настоящее время многие издания утверждают что Данте встречался с возлюбленной лишь дважды в жизни, при чем, первый раз в детстве, и они никогда даже не разговаривали друг с другом. Тем не менее, красота девочки так поразила его, что он сделал её главной героиней своих произведений.

Однако, из произведений Данте следует, что виделись они довольно часто, так как вращались в одном кругу. Что вполне логично, учитывая «высокое» происхождение обоих и небольшой размер города (менее 100 тысяч человек) да еще и разделенного на две части («новый город» — где проживала преимущественно элита и «старый» — населенный бедняками).
Карта Флоренции. 1569, гравюра Джулио Боллино из Венеции.

К тому же, сам Данте пишет, что самый ближайший родственник Беатриче (очевидно, брат) был его ближайшим другом. И более того, по свидетельству Бокаччо, семейства Алигьери и Портинаре были ближайшими соседями. Любовь к соседской девушке, с которой они часто видятся, но при этом не разговаривают действительно выглядит намного логичней чем чувства вспыхнувшие в девятилетнем возрасте.

Первая судьбоносная встреча произошла в раннем возрасте, когда будущему поэту было всего девять лет, а маленькой Беатриче – восемь.

Это было в её доме, когда отец Данте взял его с собой в гости. Об этом Данте сообщает в своём первом произведении «Новая жизнь». От этой первой встречи и первой любви у Данте остались впечатления на всю жизнь, которые в дальнейшем только усиливались.

Долгое время после этого, Данте видел девушку лишь мельком.
«Данте встречает Беатриче на мосту Санта-Тринита» в представлении Генри Холидея (XIX век).  Художник символически изобразил спутниц Беатриче в образах распутства и целомудрия.

Второй раз они встретились на одной из улиц Флоренции спустя девять лет, когда юная красавица была уже замужней дамой. Беатриче была одета в белоснежные одежды и шла в сопровождении двух женщин, «старших её годами». Вот как романтично описывает эту историю Данте:

«Когда миновало столько времени, что исполнилось ровно девять лет после упомянутого явления Благороднейшей, в последний из этих двух дней случилось, что чудотворная госпожа предстала предо мной облаченная в одежды ослепительно белого цвета среди двух дам, старших ее годами.»

«Новая жизнь», II

Она поздоровалась с ним, что наполнило его невероятной радостью:

Проходя, она обратила очи в ту сторону, где я пребывал в смущении, и по своей несказанной куртуазности, которая ныне награждена в великом веке, она столь доброжелательно приветствовала меня, что мне казалось — я вижу все грани блаженства. Час, когда я услышал её сладостное приветствие, был точно девятым этого дня. И так как впервые слова её прозвучали, чтобы достигнуть моих ушей, я преисполнился такой радости, что, как опьяненный, удалился от людей; уединившись в одной из моих комнат, я предался мыслям о куртуазнейшей госпоже.

«Новая жизнь», II

В этом сне перед ним появилась могучая фигура, которая сказала ему, в частности «Я — Господь твой». В руках фигуры была Беатриче, спящая и накрытая красным. Фигура разбудила девушку и заставила её съесть горящее сердце поэта.

Никогда более они не разговаривали. Он посвящал ей стихи, однако, и не думал ни о каких романтических отношениях со своей дамой сердца. Более того он старался сохранить свои чувства в тайне, хотя и безуспешно. А чтобы его взгляд не выдал его чувства, Данте для отвода глаз делал зримым объектом своего поклонения других дам, причем однажды это даже вызвало осуждение Беатриче, которая не стала с ним разговаривать при очередной встрече.

В третий раз поэт встречает Беатриче в церкви, но не может объясниться. Поэт стесняется чувств и ведет себя глупо. Пытаясь разыграть равнодушие к Беатриче, он настойчиво ухаживает за другой дамой, которая становится его «завесой».

Хитрый поэт все предусмотрел: «Дама, благодаря которой я так долго скрывал мою любовь, должна была покинуть упомянутый город и отправиться в дальние края». Данте эмоционально привязался к подруге, и даже навещал ее в другом городе и присылал стихи.

Этот случай характерен для «рыцарской эпохи», когда поэт воспевал в стихах чистый образ дамы сердца, а при этом находил утешение в объятиях особы легкой морали.

Данте Габриэль Россетти. Беатрис встречается с Данте на свадьбе, отказывает ему в ее приветствии. 1852 год

Гордая Беатриче, узнав о таком поведении Данте, была возмущена и не желала больше любезничать с ним.

«Из-за невоздержанных толков, казалось порочивших меня, Благороднейшая, будучи разрушительницей всех пороков и королевой добродетели, проходя, отказала мне в своем пресладостном привете, в котором заключалось все мое блаженство. И, несколько удаляясь от того, что я хочу поведать, я объясню, какое благотворное влияние ее приветствие имело на меня»

Также он описывает, как встретил её однажды на чужой свадьбе. Оказавшись рядом с возлюбленной, Данте стал сам не свой. Видя смущение поэта, Беатриче с подругами посмеялась над ним.

И я говорю вам, что многие из дам, заметив, как я изменился, начали смеяться надо мной вместе с Благороднейшей. Тогда друг мой, желавший мне добра и обманутый в своих ожиданиях, взял меня за руку, увел от взоров этих дам и спросил, что случилось со мной. Когда я пришел в себя и возродились мои поверженные духи, а изгнанные вернулись в свои владения, я сказал моему другу: «Ноги мои находились в той части жизни, за пределами которой нельзя идти дальше с надеждою возвратиться».
- Новая жизнь, XIV

Оскорбленный Данте вернулся домой и написал печальное стихотворение.

С другими дамами вы надо мной
Смеетесь, но неведома вам сила,
Что скорбный облик мой преобразила:
Я поражен был вашею красой.

О, если б знали, мукою какой
Томлюсь, меня бы жалость посетила.
Амор, склонясь над вами, как светило,
Все ослепляет; властною рукой

Смущенных духов моего сознанья
Огнём сжигает он иль гонит прочь;
И вас один тогда я созерцаю.

И необычный облик принимаю,
Но слышу я — кто может мне помочь? —
Изгнанников измученных рыданья.

  - «Новая жизнь»

Данте не искал больше встречи с Беатриче, но его любовь перестала быть тайной.

По причине того, что на моем лице многие прочли тайну моего сердца, некие дамы, собравшиеся, чтобы приятно провести время в своем кругу, прекрасно знали мои чувства, тем более что каждая из них присутствовала при многих моих поражениях. 

«Новая жизнь», XVIII 

Также он описывает, как за несколько лет до смерти Беатриче ему было видение о её кончине.
Смерть Беатриче или «Видение Данте в момент смерти Беатриче». Россетти Данте Габриэль, 1856 год. Бог Любви, целуя усопшую, держит Данте за руку, обещая новую встречу.

Красивая девушка из богатой семьи стала женой банкира. Но её семейная жизнь была недолгой. В 1290 году, спустя три года после замужества и 8 лет после второго разговора с Данте, Беатриче умерла — ей было всего лишь 23 или 24 года. Это событие стало для молодого поэта настоящей трагедией, едва не закончившейся для него самого смертью.

«Её смерть повергла Данте в такое горе, в такое сокрушение, в такие слезы, что многие из его наиболее близких родственников и друзей боялись, что дело может кончиться только смертью. И думали, что последует она в скором времени, ибо видели, что он не поддается никакому сочувствию, никаким утешениям. Дни были подобны ночам и ночи — дням. Из них ни одна не проходила без стонов, без воздыханий, без обильных слез. Глаза его казались двумя обильнейшими источниками настолько, что многие дивились, откуда берется у него столько влаги, чтобы питать слезы… Плач и горе, ощущаемые им в сердце, а также пренебрежение всякими заботами о себе сообщили ему вид почти дикого человека. Он стал худ, оброс бородою и перестал совсем быть похожим на прежнего. Поэтому не только друзья, но всякий, кто его видел, взирая на его наружность, проникались жалостью, хотя, пока длилась эта жизнь, полная слез, он показывался мало кому, кроме друзей»

- Боккаччо

Смириться с потерей Данте помогло творчество. Он много работал и через два года на свет появилось его первое крупное творение под названием «Новая жизнь».

На страницах «Пира», его следующего произведения, сказано, что после смерти Беатриче Данте обратился к разысканию истины, которую «как бы в сновидении» он прозревал в «Новой Жизни».

А ещё через шесть лет, в 1298, женился на Джемме да Манетто Донати, дочери влиятельного политика. Это был брачный союз, заключённый по расчёту, довольно типичный для той эпохи. У пары родилось двое сыновей и дочь. Большую часть жизни супруги находились в разлуке. Примечательно, что Алигьери не упомянул имя жены ни в одном из своих произведений.
Первая годовщина смерти Беатриче. Данте Габриэль Россетти, 1853 год. «В тот день, когда исполнился год с тех пор, когда моя госпожа стала гражданкой вечной жизни, я сидел, вспоминая о ней, и рисовал ангела на табличках…»

Реальная Портинари

Ученые в течение долгого времени ведут споры по поводу идентификации реальной Беатриче. Общепринятая версия гласит, что она была дочерью банкира Фолько ди Портинари который был был соседом семьи Алигьери.

Эта версия идет от Боккаччо, который пишет в своей лекции об «Аде», что дама, в которую был влюблен Данте, звалась Беатриче, что она была дочерью богатого и уважаемого гражданина Фолько Портинари и женою Симоне де’Барди из влиятельной семьи флорентийских банкиров Барди. Важно, что мачеха Боккаччо, Маргарита деи Мардоли, рожденная Портинари, приходилась таким образом троюродной сестрой Беатриче. В конце 1339 года Боккаччо мог еще застать в живых госпожу Лаппу или слышать в семье её рассказы о прошлом. Биограф Данте Голенищев-Кутузов пишет, что «несмотря на то, что Боккаччо порой и присочинял к биографии Данте некоторые подробности, это свидетельство заслуживает доверия».

У Фолько было 6 дочерей. Данте, в «Новой жизни» пишет, что самый ближайший родственник Беатриче (очевидно, брат) был его ближайшим другом — подобная дружба вполне ожидаема для двух соседских мальчиков.

Дата рождения Беатриче вычисляется на основании слов Данте, назвавшему, на сколько лет она была его младше. Однако документальных свидетельств о ней недостаточно, что делает её существование недоказанным. Единственным документом является завещание ее отца от 1287 года в котором содержится указание на дочь Биче (уменьш. от «Беатриче») и её мужа.

Беатриче вышла замуж за банкира Симоне деи Барди по прозванию Мона, вероятно, в январе 1287 года. По другим сведениям — намного раньше, еще в подростковом возрасте. Это предположение основывается на новых находках в архиве династии Барди. Документ 1280 года касается продажи Симоне своему брату участка земли, которое производится с согласия «его жены Беатриче» — тогда ей было около 15 лет.

Надгробие Беатриче Портинари в церкви Санта Маргарита де Черчи. Источник: Викимедиа

Правдоподобная гипотеза гласит, что ранняя смерть Беатриче связана с родами. Традиционно считается, что могила её находится в церкви Санта Маргарита де Черчи, неподалеку от домов Алигьери и Портинаре, там же, где похоронен её отец и его семья. Именно здесь находится мемориальная доска. Однако эта версия сомнительна, так как по обычаю её должны были похоронить в гробнице мужа (базилика Санта-Кроче, рядом с капеллой Пацци).

Любопытно, что хотя Беатриче умерла 8 июня 1290 года, Данте пишет что ее душа вознеслась на небеса в первый час девятого дня девятого месяца. Это объясняется тем, что Данте придавал числам мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, а 9 — это 3 в квадрате. Поэтому, Данте всеми правдами и неправдами притянул эту дату к нужным ему цифрам используя сирийское летоисчисление по которому год начинается с октября, и следовательно июнь становился девятым месяцем.

В начале повествования мы узнаем, что автор видел впервые Беатриче, когда ему было девять лет, а ей почти исполнилось девять. Числа «девять» и «три» во всех произведениях Данте многозначимы и неизменно предвозвещают Беатриче. Числом «девять» отмечено ее младенческое явление отроку Данте и ее появление на флорентийском празднестве в то весеннее время, когда она предстала взору юноши в полном расцвете своей красоты. Беатриче умерла, когда совершенное число «десять» повторилось девять раз, т. е. в 1290 г.

- И.Н.Голенищев-Кутузов. Жизнь Данте

В произведениях

Любовь Данте к Беатриче тесно связана с его любовью к поэзии, в своих произведениях Данте идеализировал свою любовь к Беатриче.

В числе юношеских стихотворений Данте есть сонет к его другу, Гвидо Кавальканти, выражение реального, игривого чувства. Беатриче названа уменьшительным от своего имени: Биче. Она, очевидно, замужем, ибо с титулом монна (мадонна) рядом с нею упоминаются и две другие красавицы, которыми увлекались и которых воспевали друзья поэта, Гвидо Кавальканти и Лапо Джиянни.

Беатриче являлась главным вдохновителем произведения Данте «Новая жизнь», большинство стихов в книге — о ней, её он именует там «добрейшая» и «благословенная». «Новая жизнь» состоит из сонетов, канцон и пространного прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче. 

Беатриче в «Божественной комедии»

Если в «Новой жизни» — Беатриче еще реальный, пусть и не имеющий никаких недостатков человек, то в «Божественной комедии» поэме она прошла стадию «обожествления» и превратилась в ангельское существо.

Действие начинается с того момента, когда Данте, потрясенный смертью любимой Беатриче, пытается пережить свое горе, изложив его в стихах, чтобы сохранить неповторимый образ своей возлюбленной. Но тут оказывается, что ее непорочная личность и так неподвластна смерти и забвению. Она становится проводником, спасительницей поэта от неминуемой гибели.

Посланный ею поэт Вергилий сопровождает Данте на пути через Ад и Чистилище, а уже в Раю его встречает сама Беатриче, восседающая на колеснице, запряжённой грифом (аллегория торжествующей церкви). Она убеждает Данте покаяться и возносит его, уже просветлённого, на небеса.

И Беатриче, скорбью повита,
Внимала им, подобная в печали,
Быть может, лишь Марии у креста.

Когда же те простор для речи дали,
Сказала, вспыхнув, как огонь во тьме,
И встав, и так слова её звучали (…)

И, двинувшись в предшествии седмицы,
Мне, женщине и мудрецу — за ней
Идти велела манием десницы.

И ранее, чем на стезе своей
Она десятый шаг свой опустила,
Мне хлынул в очи свет её очей.


Данте уносится по воздуху вслед за Беатриче; она смотрит вверх, он не спускает глаз с неё. Переходя от одной планеты к другой, Данте не чувствует этого перехода, так легко он происходит, и узнает о нем каждый раз только потому, что красота Беатриче становится все лучезарнее по мере приближения к источнику вечной благодати.

«Данте и Беатриче», миниатюра XV века. Данте следует за возлюбленной в путешествии по Раю.

Когда они поднялись на вершину лестницы. По указанию Беатриче Данте смотрит отсюда вниз, на землю, и она кажется ему такою жалкою, что он улыбается при её виде. Затем поэт со своей руководительницей — в восьмой сфере, сфере неподвижных звезд.

Тут Данте впервые видит полную улыбку Беатриче и теперь уже способен вынести её блеск — способен вынести, но не выразить словами. Беатриче, на миг исчезнувшая, появляется уже в самом верху, на престоле, «венчая себя короной из вечных лучей, из неё самой исходящих». Данте обращается к ней со мольбой.
Беатриче. Мари Спартали Стиллман, 1895 год.
Беатриче. Мари Спартали Стиллман, 1895 год.
«Беатриче Благословенная». Данте Габриель Россетти. 1863. Лондон.
«Беатриче Благословенная». Данте Габриель Россетти. 1863. Лондон.
«Встреча Беатриче и Данте в раю». Данте Габриэль Россетти. 1854 год.
«Встреча Беатриче и Данте в раю». Данте Габриэль Россетти. 1854 год.
Приветствие Беатриче (фрагмент). Данте Габриэль Россетти, 1859 год
Приветствие Беатриче (фрагмент). Данте Габриэль Россетти, 1859 год
Первая встреча Данте и Беатриче (Dante’s First Meeting with Beatrice). Симеон Соломон (1840–1905), 1859–63 год. Соломон изобразил первая встреча когда Данте было всего девять лет, а Беатриче – восемь. Это было в её доме, когда отец Данте взял его с собой в гости о чем пишет сам поэт в произведении «Новая жизнь».
Первая встреча Данте и Беатриче (Dante’s First Meeting with Beatrice). Симеон Соломон (1840–1905), 1859–63 год. Соломон изобразил первая встреча когда Данте было всего девять лет, а Беатриче – восемь. Это было в её доме, когда отец Данте взял его с собой в гости о чем пишет сам поэт в произведении «Новая жизнь».
Три встречи Данте с Беатрис: на первомайском празднике, на флорентийской улице и в земном раю. Картина Элизабет Сонрель.
Три встречи Данте с Беатрис: на первомайском празднике, на флорентийской улице и в земном раю. Картина Элизабет Сонрель.
«Встречи Данте с Беатричи во Флоренции и в Раю». Данте Габриель Россетти. 1857 год. В центре Амор: не мальчик Амур с луком и стрелами, а молодой сеньор — владыка царства Куртуазии, с прекрасными светскими манерами.
«Встречи Данте с Беатричи во Флоренции и в Раю». Данте Габриель Россетти. 1857 год. В центре Амор: не мальчик Амур с луком и стрелами, а молодой сеньор — владыка царства Куртуазии, с прекрасными светскими манерами.
Иллюстрация к «Божественной комедии»: Беатриче несет поэта ввысь к Святой Троице. Джованни ди Паоло (1403—1482)
Иллюстрация к «Божественной комедии»: Беатриче несет поэта ввысь к Святой Троице. Джованни ди Паоло (1403—1482)
«Джотто пишет портрет Данте». Данте Габриель Россетти. Рядом с Данте — его друг Гвидо Кавальканти. Данте погружен в созерцание благороднейших черт лика Беатриче.
«Джотто пишет портрет Данте». Данте Габриель Россетти. Рядом с Данте — его друг Гвидо Кавальканти. Данте погружен в созерцание благороднейших черт лика Беатриче.
Первая встреча Данте и Беатриче в саду (First Meeting of Dante and Beatrice). Генри Холидей, 1860 г. Холст, масло. 85х119,8 см.
Первая встреча Данте и Беатриче в саду (First Meeting of Dante and Beatrice). Генри Холидей, 1860 г. Холст, масло. 85х119,8 см.
«Любовь Данте». Данте Габриэль Россетти. 1859 год. Звездное небо. В центре — Бог Любви или Амор. В верхнем правом углу — Солнце с образом Данте. В нижнем левом углу — Луна в коей запечатлен лик Беатриче.
«Любовь Данте». Данте Габриэль Россетти. 1859 год. Звездное небо. В центре — Бог Любви или Амор. В верхнем правом углу — Солнце с образом Данте. В нижнем левом углу — Луна в коей запечатлен лик Беатриче.
Беатриче является Вергилию в начале "Божественной комедии". Иллюстрация Гюстава Доре (1832-1883). 1857 год
Беатриче является Вергилию в начале "Божественной комедии". Иллюстрация Гюстава Доре (1832-1883). 1857 год
«Рай». Гюстав Доре. Данте смотрит на Беатриче: «Опять мои глаза были устремлены на Беатриче / И, с моими глазами, моя душа, которая в ее взглядах / нашел все удовлетворение». Пункт XXI. 1-3.
«Рай». Гюстав Доре. Данте смотрит на Беатриче: «Опять мои глаза были устремлены на Беатриче / И, с моими глазами, моя душа, которая в ее взглядах / нашел все удовлетворение». Пункт XXI. 1-3.
«Видение Данте в момент смерти Беатриче», Фрагмент. Данте Габриель Россетти. 1871 год. Бог Любви, целует усопшую Бетриче.
«Видение Данте в момент смерти Беатриче», Фрагмент. Данте Габриель Россетти. 1871 год. Бог Любви, целует усопшую Бетриче.
«Данте и Беатриче», миниатюра XV века. Данте следует за возлюбленной в путешествии по Раю.
«Данте и Беатриче», миниатюра XV века. Данте следует за возлюбленной в путешествии по Раю.
Данте и Беатриче. Бостонский музей искусств. Ари Шеффер, 1851 год.
Данте и Беатриче. Бостонский музей искусств. Ари Шеффер, 1851 год.
Подборки: Данте