Славяне Интересное

Хождение Богородицы по мукам. Славянский аналог «Божественной комедии»

Богородица, в сопровождении архангела Михаила, проходит места где мучаются грешники воочию наблюдая все ужасы загробного мира. 
Хождение Богородицы по мукам. Славянский аналог «Божественной комедии»
«Хождение Богородицы по мукам» — довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». 

Подобно более поздней «Божественной комедии» Данте, текст описывает муки грешников в аду используя тот же принцип. «Хождение» , как и Данте отправляются в путешествие по Аду вместе с провожатыми и попадают в различные его зоны, где грешники испытывают муки в зависимости от тяжести их греха. Интересно, что в «Хождении» как и в «Комедии» Данте первые места предназначены безбожникам.

Апокриф сохранился в большом количестве русских списков, старейший из которых датируется XII в. Греческий текст апокрифа возник, по общему мнению исследователей, в IV—V вв., а славянский перевод известен, по-видимому, уже с XI в. 

В XVII—XVIII вв. памятник активно переписывался и переделывался в старообрядческой среде. 

Содержание

Апокриф описывает мучение грешников в аду. Богородица после молитвы на Елеонской горе в сопровождении архангела Михаила проходит места, где мучаются грешники. 

В первом месте мучились язычники, почитающие Трояна, Велеса и Перуна. 

Это те, кто не верил в Отца и Сына и Святого Духа, и в тебя, Святая Богородица; они не хотели проповедовать имени твоего и что родился от тебя наш Иисус Христос, воплотился и освятил землю крещением — вот из-за этого и мучаются они там 


В другом месте была тьма. В третьем — огненная река, где казнились те, кто был проклят родителями, ел человеческое мясо или лжесвидетельствовал. Затем Богородица увидела ростовщика, который висел вниз головой и был пожираем червями. Дальше была подвешенная за зубы сплетница. 

Эта женщина, Госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни; из-за этого и мучается 


На севере ада мучились на раскалённых скамьях и огненных столах грешники, которые опаздывали на воскресное богослужение или не приветствовали священников. Также в аду описывается железное дерево, на котором за языки были подвешены клеветники. 

Особое место среди грешников занимают нерадивые церковные служители, уважаемые на земле патриархи и епископы, а также попадьи (жёны священников, попов), повторно вышедшие замуж. Для лукавых христиан было приготовлено огненное озеро

Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, это сплетники и клеветники, и те, кто пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питается чужими трудами, разлучают супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю Божью, сребролюбцы, которые берут проценты, беззаконники 


Поражённая мучениями, Богородица обращается к Господу с мольбой об облегчении участи грешников: «Владыка, я не прошу за неверных жидов, но прошу милосердия твоего для христиан».

Её мольбу поддерживают пророки, апостолы и евангелисты. Господь по молитвам Матери даёт облегчение грешникам, заключающееся в том, что мучения их прекращаются на время «от Великого четверга до Троицина дня» — только для христиан; помиловать же совершенно Христос соглашается их только в том случае, если Богоматерь снова увидит Его распятым на кресте.

О тексте

Роль Богородицы как заступницы рода человеческого перед Богом традиционна для древнерусского искусства и христианского фольклора. В «Хождении» эта роль особо подчеркнута: полная сострадания к грешникам Богородица трижды молит своего Сына о даровании им хотя бы временного покоя от невыносимых посмертных мучений. В ее мольбах звучит сомнение в Божеской справедливости и милосердии по отношению к мученикам.
ХОЖДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПО МУКАМЪ

В подобной роли Богородица выступает и в более поздних древнерусских сочинениях, например в «Видении некоему мужу духовному», созданном в эпоху Смутного времени.

Подвижная вопросо-ответная форма «Хождения» построена на диалоге Богородицы с архангелом Михаилом, который проводит ее по аду, показывая различные «муки» грешников. Такая форма позволяла русским переписчикам этого текста добавлять к нему новые эпизоды, вводить новых персонажей и даже социально характеризовать их, в зависимости от того, в какой среде книжников переписывался апокриф.

В древнерусском тексте апокрифа среди других грешников мучаются и язычники за то, что они при жизни обожествляли силы природы, поклонялись богам Трояну, Хорсу, Велесу и Перуну. Эти славянские имена сохранились в старейшем русском списке «Хождения». Тема «Хождения Богородицы по мукам» нашла отклик и в русских духовных стихах, где архангел Михаил часто как покровитель и начальник небесного воинства и как страж смерти перевозит грешные души через огненную реку на тот свет.

Некоторые мотивы «Хождения Богородицы по мукам» использовал в своём творчестве Ф. М. Достоевский, в частности, при написании главы «Великий инквизитор» романа «Братья Карамазовы». 

Текст произведения

Мы приведем лишь отрывок из текста «Хождения Богородицы по мукам» описывающий некоторые «места», но ниже размещена ссылка на полный текст.

И увидела Святая Богородица мужа, висящего за ноги,  поедаемого червями, и спросила ангела: «Кто это? какой грех он  совершил?» И сказал ей архистратиг: «Это человек, который получал  прибыль за свое золото и серебро, за то он навеки мучается».

 И  увидела Богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из  ее рта и поедали ее. Видя это, Пресвятая спросила ангела: «Что это за  женщина, и в чем грех ее?» И отвечая, архистратиг сказал ей: «Эта  женщина, Госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про  них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни; из-за этого и  мучается». И сказала Святая Богородица: «Лучше бы такому человеку не  родиться». Михаил сказал ей: «Еще не видела ты, Святая Богородица,  великих мук». Святая сказала архистратигу: «Пойдем и увидим все муки». И  сказал Михаил: «Куда ты хочешь идти, Благодатная?» Святая ответила: «На  север». И, повернувшись, херувимы и серафимы и четыреста ангелов вывели  Благодатную на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него  стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество мужей и жен. Увидев  это, Святая вздохнула и сказала архистратигу: «Кто это такие, в чем  согрешили?» Архистратиг сказал: «Это те, кто в Святое воскресение не  встают на заутреню, ленятся и лежат, как мертвые, за это они мучаются». И  сказала Святая Богородица: «Но если кто не может встать, то какой грех  сотворили они?» И ответил Михаил: «Послушай, Святая, если у кого  загорится дом с четырех сторон, и обойдет его огонь кругом, и сгорит  этот человек, так как встать не сможет, то он не грешен».

 В  другом месте Богородица увидела огненные столы и горящих на них многих  мужей и жен, и Святая спросила архистратига: (...) «те, кто попов не  почитает, не встает им навстречу, когда они идут из церкви Божией, —  из-за этого и мучаются».

 И увидела Святая Богородица железное  дерево, с железными ветвями и сучьями, а на вершине его были железные  крюки, а на них множество мужей и жен, подвешенных за языки. Увидев это,  святая заплакала и спросила Михаила: «Кто это, в чем их грехи?» И  сказал архистратиг: «Это клеветники и сплетники, разлучившие брата с  братом и мужа с женой». И сказал Михаил: «Послушай, Пресвятая, что я  тебе скажу о них: если кто-то хотел креститься и покаяться в своих  грехах, то эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению,  за это они навек мучаются».

Полный текст в оригинале или переводе можно прочитать на сайте электронной библиотеки Института русской литературы.