Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте
Сандро Боттичелли (1445 — 1510) — известный во всем мире итальянский живописец, один из основных художников раннего Возрождения. Его руке принадлежит множество шедевров живописи, в том числе такие известные картины как «Рождение Венеры», «Весна» и «Поклонение волхвов», но самой масштабной работой художника является серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Альгиери дополненная «Картой Ада» в которой художник свел воедино сюжет всей первой части поэмы.
Боттичелли иллюстрировал «Комедию» по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо из знатнейшего семейства Медичи. Неизвестны точные даты создания манускриптов. Исследователи сходятся, что Боттичелли начал работу над ними в середине 1480-х и с некоторыми перерывами был занят ими в течение десятилетия, вплоть до смерти заказчика.
«Комедия» была написана в период приблизительно с 1308 по 1321 год и естественно, Боттичелли далеко не первый ее иллюстратор, но его работа качественно отличалась от предыдущих. В то время как предыдущие художники украшали рукописи Божественной комедии небольшими изображениями нескольких ключевых сцен, Боттичелли планировал проиллюстрировать каждую песню большими иллюстрациями полностью отображающими сюжет.
Ботичелли в деталях изобразил все девять кругов ада описанных в «Божественной комедии». Следуя за героями «Божественной комедии», можно в деталях рассмотреть мучения, которым подвергаются грешники.
Дебора Паркер, профессор итальянского языка в Университете Виргинии, пишет:
«Карта Ада Боттичелли уже давно оценивается как одно из самых убедительных визуальных представлений… спуска, совершённого Данте с Вергилием через «ужасную долину боли»». Дебора Паркер
Формат произведения
Иллюстрации Ботичелли представляют из себя набор рисунков выполненных на больших листах пергамента размером 32,5х47,5 сантиметров. Подобный размер позволил осуществить важное нововведение художника: на оборотной стороне каждой иллюстрации Боттичелли указал текст Данте, который пояснял рисунок.
К сожалению, сохранились не все страницы. Предположительно, их было 102, до нас дошло 92 манускрипта (по одному для каждой песни, плюс два передних листа), из них полностью раскрашено четыре. Восемь недостающих изображений возможно, были навсегда потеряны. Проект так и не был закончен.
Любопытно, что пергамент в те времена стоил дорого, и художник не мог позволить себе выбрасывать листы с неудавшимися набросками. Поэтому Боттичелли сначала выдавливал контур рисунка серебряной иглой и только потом обводил его чернилами. На некоторых манускриптах видно, как менялся замысел: от композиции в целом до положения отдельных фигур.
Помимо «практической» работы, он осмысливал произведения данного автора и теоретически.Близко соприкасаясь с текстом, мастер, начиная с первых песен, смягчает их суровое звучание. Иллюстратор проходит и мимо сцен, где отразились чувства политического гнева или нравственной неприязни Данте. Несколько страниц с текстом или цифрами пусты, что указывает на то, что Боттичелли не завершил работу. Большинство же — это эскизы.
В 1550 году в биографии художника Джорджио Вазари писал следующее:
«Являющийся образованным художником, Боттичелли написал комментарии к некоторым частям поэмы Данте, а затем иллюстрировал Ад и собрал все воедино». Джорджио Вазари
Сюжет «Божественной комедии»
«Божественная комедия» — это своего рода ответ Данте на события его собственной жизни. Потерпев фиаско в политической борьбе во Флоренции и будучи изгнанным из родного города, он посвятил себя просвещению и самообразованию, в том числе изучению античных авторов. Неслучайно в «Божественной комедии» проводником является древнеримский поэт Вергилий.
Вергилий встречает Данте в Темном лесу, в котором герой заблудился, — это метафора грехов и исканий поэта. Вергилий (разум) спасает героя (Данте) от страшных зверей (смертные грехи) и проводит через Ад где поэт встречает многих исторических персонажей и воочию наблюдает все муки испытываемые грешниками. Пройдя все 9 кругов Ада они выходят на другую сторону планеты к горе "Чистилище" поднявшись на которую оказываются на пороге Рая, где Вергилий уступает место возлюбленной Данте Беатриче (божественная благодать) которая сопровождает поэта в путешествую по Раю.
Поэма наполнена оригинальными метафорами и отсылка к древним мифам и историческим событиям.
Данте представлял ад, как некую цикличную форму, где всё царство разделено на девять кругов, которые, в свою очередь, делятся на кольца. Боттичелли очень точно подошёл к тексту поэмы, изобразив на карте не только все кольца и круги, но и отдельные остановки, которые по сюжету «Божественной комедии» делал Данте и его провожатый Вергилий на пути к центру земли.
Чем дальше круг – тем страшнее и тягостнее грех. Боттичелли изобразил ад в виде воронки, сужающейся к центру земли, туда, где живёт в заточении Люцифер.