Личности
У Антонио Манетти был необычайно широкий круг интересов: он известен как художник, математик, астроном, архитектор, писатель и исследователь трудов Данте.
7-02-2020, 20:55

Антонио Манетти и его карта Ада

Антонио Тукко Манетти (Antonio di Tuccio Manetti; 6 июля 1423 —  26 мая 1497) —  итальянский математик, астроном и архитектор из Флоренции. В наше время Манетти наиболее известен как биограф архитектора Филиппо Брунеллески и автор первой подробной карты Ада Данте. Из его деятельности в качестве архитектора отмечается завершение строительства церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, начатой Филиппо Брунеллески.

У Манетти был широкий круг интересов, и поэтому историки по-разному описывали его как математика, астронома, архитектора, переписчика, писателя-неоплатоника, исследователя трудов Данте и художника.

Член семьи торговцев шелком Манетти занимал ряд высоких выборных должностей в правительстве Флоренции. Из-за его выдающегося положения и его знаний об искусстве и архитектуре, Манетти был выбран в качестве одного из судей на конкурсе на проектирование фасада Санта-Мария-дель-Фьоре в 1490 году (оригинальный фасад собора Флоренции, начатый Арнольфо ди Камбио, так не был закончен, и был снесен в 1588 году).

Достоверных сведений о научной деятельности Антонио Манетти не сохранилось, однако о его личная библиотека свидетельствует о интересе к науке. В его коллекции находились собственноручно переписанные копии редких рукописей, первой из которых является «Аркадрео», астрологический текст Герардо да Кремона. На своем экземпляре Манетти писал: «Эта книга написана Маработтино Манетти Антонио ди Туччо и написана его собственной рукой; акчи приходит в ваши руки, как это сделать, и молиться Богу за него. Сделано в годы нашего Господа Yhu Xpo, 1441".

К сожалению, научные труды самого Манетти неизвестны, однако в «Жизни художников» Вазари сообщает нам, что итальянский художник раннего Возрождения Паоло Уччелло (1397 — 1475), одержимый линейной перспективой Брунеллески, провел долгие дискуссии на тему евклидовой геометрии с Манетти. За достижение в математике Уччелло даже включил Антонио Манетти в число пяти выдающихся флорентийцев, чьи портреты он держал в своем доме, «чтобы сохранить их память». Среди других были Брунеллески за достижения в архитектуре, Джотто за живопись, Донателло за скульптуру и сам Уччелло за перспективу и живопись животных.

Паоло Уччелло (1397–1475): Antonio Manetti
Паоло Уччелло (1397–1475): Antonio Manetti

Паоло Уччелло (1397–1475). Пять знаменитых людей флорентийского ренессанса: Джотто ди Бондоне, Паоло Уччелло, Донателло, Антонио Манетти, Филиппо Брунеллески
Паоло Уччелло (1397–1475). Пять знаменитых людей флорентийского ренессанса: Джотто ди Бондоне, Паоло Уччелло, Донателло, Антонио Манетти, Филиппо Брунеллески

Биограф Брунеллески

Антонио Тукко Манетти был другом и компаньоном многих художников и литературных деятелей своего времени и поклонником скульптора Филиппо Брунеллески (1377—1446). Биография Брунеллески, озаглавленная «Жизнь Филиппо ди Сера Брунеллеско» и приписываемая Манетти, стала основным (и практически единственным) источником информации о жизни Брунеллески для Джорджо Вазари и других биографов.

Толстяк плотник или Новелла о Грассо

Манетти также известен своим рассказом «Толстяк-плотник» (Анг: The Fat Woodworker; Ит: Il Grasso Legnaiuolo), так же известном как «Бурла» или «Новелла о Грассо».

История рассказывает о грандиозном розыгрыше скульптора, инкрустатора и резчика по дереву Манетто Амманатини (1384-1450), прозванным за свою тучность «жирным» (Грассо), устроенным его приятелями во главе с близким другом Филиппо Брунеллески. При участии огромного количества людей включая приставов и тюремщиков приятелям удалось убедить Манетто в том, что он поменялся телами с неким Маттео Маннини, бездельником, который живет за своими родственниками.

В результате розыгрыша, чтобы избежать последующих насмешек, Манетто был вынужден переехать в Венгрию куда его давно зазывали, где он также заработает целое состояние.


История переносит читателя в социальный мир ремесленников и торговцев Флоренции, его адвокатов и судей, художников, архитекторов и интеллектуалов, а также дает живое представление о сплоченной социальной ткани города, его переполненных улицах и оживленных магазинах и офисах. Это как портрет города эпохи Возрождения.

О популярности «Новеллы о Грассо» свидетельствуют многочисленные редакции и версии, в том числе и стихотворные.

Считается, что Манетти записал эту историю со слов самого организатора розыгрыша Филиппо Брунеллески, дополнив ее свидетельствами многих других подробно перечисленных свидетелей, хотя нельзя не отметить тот акт что некоторые исследователи оспаривают авторство данной новеллы Антонио Манетти.

Читать новеллу русском переводе

Карта Ада

Другим известным произведением Антонио Манетти стала карта Ада описанного Данте в его "Божественной комедии". Будучи математиком и астрономом он старательно работал над «местом, формой и размерами» и произвел подробные расчеты размеров "воронки" Ада что ее диаметр в самой широкой части примерно равен 141 километру.

Вычисления размеров Ада Антонио Манетти.
Вычисления Антонио Манетти
В наше время такие исследования могут показаться несерьезными, однако в 15-16 веках вопрос картирования мира Данте довольно часто поднимался в научных кругах. Даже Галилео Галилей не остался в стороне и в 1588 году прочитал две лекции, в которых исследовал размеры Ада в итоге подтвердив расчеты произведенные Манетти.
Единый план Ада
Единый план Ада
Сопостовление размеров "воронки" Ада Данте и Земли
Сопостовление размеров "воронки" Ада Данте и Земли
Восемь кругов Ада
Восемь кругов Ада
Первые пять кругов
Первые пять кругов
Круги шесть и семь
Круги шесть и семь
The Lair of Geryon
The Lair of Geryon
Обитель Люцифера
Обитель Люцифера