Мифология Искусство Интересное
Троянский царевич Парис был избран Зевсом чтобы рассудить какая из богинь является прекраснейшей, но в результате этого «конкурса красоты» началась Троянская война
8-02-2020, 20:22
Прочтений: 130 704
Поделились: 66
Поделились: 66
Суд Париса, или «Конкурс красоты» погубивший Трою. 16+
Оригинального текста мифа о «конкурсе красоты среди богинь» изложенного в Кипрских сказаниях («Ки́прии») не сохранилось — он сгорел во время пожара Александрийской библиотеки в 273 году. Но до нас дошли более поздние версии мифа, дополненные различными деталями. Самым распространённым является сюжет описанный Лукианом (Диалоги богов: 20).
Предыстория. Кто такой Парис?
Парис, также известный под именем Алаксандус или Александр (многие знатные троянцы параллельно носили местные и греческие имена) был сыном Приама, царя Трои. Перед его рождением его матери, Гекабе, приснился сон, что ребенок, которого она родит, будет причиной разрушения Трои и сожжения ее до основания. Испугавшись она рассказала о сне мужу. Приам обратился к прорицателю, и тот подтвердил, что сын станет виновником гибели Трои. В результате, когда ребенок родился, Приам велел своему слуге Агелаю отнести его на высокую гору Иду и бросить там в лесной чаще. Однако младенец выжил — его вскормила медведица, а спустя год его нашел пастух Агелай и воспитал как родного сына, назвав Парисом.Вырос Парис среди пастухов и стал необычайно прекрасным юношей. Он выделялся среди своих сверстников силой. Часто спасал он не только стада, но и своих товарищей от нападения диких зверей и разбойников и так прославился среди них своей силой и храбростью, что они назвали его Александром (Алаксандус) — поражающий мужей. Он женился на нимфе Эноне (Ойноне), дочери Кебрена, бога одноименной реки текущей у Трои.
Юноша жил спокойной жизнью пастуха до тех пор, пока среди богов не произошел разлад.
Тот факт, что Парис (второе имя Алаксандус) существовал на самом деле подтверждают хеттские надписи, упоминающие Алаксанду и других правителей Таруисы (Трои).
О том что он жил в 13-м веке до н.э. свидетельствует договор с хеттским царем Муваталли II (1295—1272 гг до н. э.) заключенный около 1280 г. до н. э. Данный договор обнаружен в раскопках Богазкёя среди клинописных записей того времени. Договор предполагает, что Алаксанду ранее заключил договор также и с отцом Муваталли II — Мурсили II (1322—1295 гг. до н. э.).
Это дало основания полагать, что, возможно, Алаксанду — греческий правитель по имени Александр и что он может быть связан с гомеровским Александром из Илиона, более известным под именем Парис.
Некоторые историки отождествляют Париса с Пиама-Раду — мятежным правителем Вилусы, имя которого фигурирует в хеттских архивах середины и конца 13-го века до нашей эры в западной Анатолии.
О том что он жил в 13-м веке до н.э. свидетельствует договор с хеттским царем Муваталли II (1295—1272 гг до н. э.) заключенный около 1280 г. до н. э. Данный договор обнаружен в раскопках Богазкёя среди клинописных записей того времени. Договор предполагает, что Алаксанду ранее заключил договор также и с отцом Муваталли II — Мурсили II (1322—1295 гг. до н. э.).
Это дало основания полагать, что, возможно, Алаксанду — греческий правитель по имени Александр и что он может быть связан с гомеровским Александром из Илиона, более известным под именем Парис.
Некоторые историки отождествляют Париса с Пиама-Раду — мятежным правителем Вилусы, имя которого фигурирует в хеттских архивах середины и конца 13-го века до нашей эры в западной Анатолии.
Миф о Суде Париса и Яблоке раздора
Зевсу было предсказано, что у морской богини Фетиды родится сын который станет сильнее его. Чтобы избежать этого, по совету титана-провидца Прометея боги решили выдать морскую богиню Фетиду замуж за смертного. Выбор пал на Пелея, героя ходившим за Золотым руно, царя Фессалии (позже, у Фетиды и Пелея родится сын Ахиллес — знаменитый участник Троянской войны). По этому поводу состоялся грандиозный свадебный пир, на который были приглашены почти все боги. Без приглашения осталась богиня раздора Эрида.Обиженная Эрида решила отомстить богам и подбросила пирующим золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» (яблоко раздора). Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой — покровительницей брака, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко?
Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу (богу торговли, прибыли, хитрости, разумности, ловкости и красноречия) и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь.
Парис в это время пас стада. Гермес объяснил юноше, что перед ним три богини и по поручению самого Зевса он должен рассудить, какая из них является прекраснейшей.
Юноша долго сомневался не понимая как, он, простой пастух, может судить о красоте богинь, но Гермес не предоставил ему права отказаться.
Не смотря на первоначальную скромность, Парис, с разрешения Гермеса, сказал богиням скинуть одежду и показаться перед ним абсолютно нагими. Но все три женщины оказались одинаково прекрасны.
Тогда, каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды:
- Гера пообещала Парису власть над всей Азией;
- Афина — военные победы и славу;
- Афродита пообещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет.
При этом, Афродита во всей красе описала ему прекраснейшую из всех женщин Елену Прекрасную, незаконную дочь громовержца Зевса и Леды (жены царя Спарты Тиндарея. По легенде, Зевс, прельщённый красотой Леды, превратился в лебедя и овладел ею), и жену Менелая, нынешнего царя Спарты.
Наслушавшись хвалебных речей описывающих красавицу, Парис сразу влюбился в Елену и присудил яблоко раздора Афродите с условием, что она поможет ему привезти Елену в Трою.
Парис стал любимцем Афродиты, и она во всём помогала ему. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев и решили погубить город и весь народ.
Всем то казалось угодным; но только не Гере богине,
Ни Посидону царю, ни блистательноокой Афине;
Им, как и прежде, была ненавистною Троя святая,
Старец Приам и народ, за вину Приамида Париса:
Он богинь оскорбил, приходивших в дом его сельский
Честь он воздал одарившей его сладострастием вредным.
Вестница утра, в двенадцатый раз восходила денница.
— Гомер. Илиада. Песнь XXIV. Выкуп Гектора.
Ни Посидону царю, ни блистательноокой Афине;
Им, как и прежде, была ненавистною Троя святая,
Старец Приам и народ, за вину Приамида Париса:
Честь он воздал одарившей его сладострастием вредным.
Вестница утра, в двенадцатый раз восходила денница.
— Гомер. Илиада. Песнь XXIV. Выкуп Гектора.
Вскоре Парис участвует в состязаниях в Трое, и троянская царевна Кассандра признает в нём брата. Несмотря на её предостережения, царь Приам возвращает Париса в семью.
Елена Прекрасная и Троянская война
Обретя статус царевича, Парис покидает свою жену и отправляется в Спарту за Еленой. Наделённый богиней Афродитой всеми чарами красоты и прелести, он понравился гостеприимным хозяевам и особенно прельстил Елену, и пока ее супруга не было в городе, уговорил ее отправиться в Трою. Попутно, Парис забирает с собой и сокровища из дворца Менелая.
Уступила Елена просьбам Париса. Тайно увел Парис прекрасную Елену на свой корабль: похитил он у Менелая жену, а с ней и его сокровища. Все позабыла Елена — мужа, родную Спарту и дочь свою Гермиону ради любви к Парису.
— Гомер. Илиада. Одиссея
— Гомер. Илиада. Одиссея
Поступок юноши стал поводом для начала войны между Спартой и Троей. Тем не менее, сам Парис не спешил идти в бой и оправился на войну только после настойчивых и оскорбительных увещеваний брата Гектора. Именно Парис (или Аполлон из его лука) поразил стрелой неуязвимого и непобедимого Ахилла.
Гибель Париса
Однажды, Парис был ранен ядовитой стрелой выпущенной метким стрелком Филоктетом. Он обратился к своей первой жене, нимфе Эноне, за исцелением, но она отказала ему в помощи. Тем не менее, нимфа все еще любила его и раскаявшись и принесла лекарства, но застала Париса уже мёртвым. Не в силах перенести потерю Энона покончила с собой.В эпоху Возрождения миф о суде Париса стал популярен по всей Европе и имена древнегреческих богов, зачастую заменялись на римские: Юно́на — богиня брака и рождения; Венера — богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания; Минерва — богиня мудрости; Дискордия — богиня раздора; и Меркурий сопровождающий их.
Существует и другой похожий античный сюжет «Геркулес на распутье», в котором древнегреческий герой Геракл должен сделать выбор между Добродетелью и Пороком представленными в образе двух женщин.
Суд Париса в искусстве
Благодаря Овидию легенда о суде Париса была хорошо известна в средневековой Европе. Впоследствии ее разрабатывали такие разные художники, как Кранах, Рубенс, Ватто, Клод, Ренуар, Гоген и др.Самый древний артефакт с изображением сцены суда Париса — костяной гребень, датированный 7 в. до н. э., найденный в Спарте.
Этот сюжет часто использовался и в вазописи. Так, на вазе 6 века до нашей эры изображены сюжеты Троянской войны, в том числе и суд Париса.
Более наглядно сюжет отображает мозаика Римской империи.
Характерно, что в античном искусстве первым к Парису всегда подходит Гермес.
Особую популярность миф получил в Европе эпохи Возрождения.
Знаменитый Сандро Ботичелли не обошел стороной популярный миф.
Во Флоренции сюжеты из истории античной мифологии были популярны среди образованной публики и такими картинами часто украшали богатые дома.
Данная работа предположительно принадлежит мастеру из Флоренции последней четверти XV века. Эта панель, скорее всего, украшала дом богатого горожанина, именно такие сюжеты из истории античной мифологии были популярны среди образованной публики.
Во времена культа женского тела эпохи Возрождения сюжет стал особенно популярен как средство изображения обнаженных дам.
Лукас Кранах Старший изображал этот сюжет как минимум трижды.
Фламандский художник 17 века Ян Брейгель (Младший) так же не упустил возможность использовать популярный сюжет в своем творчестве.
В его работе явно указывается где какая богиня: Юнона со своим павлином, Минерва со своей эгидой (щит с изображением головы Горгоны) и шлемом, который лежит рядом с нею, и Венера, которую сопровождает Купидон. Меркурий в своем крылатом шлеме убран на задний план.
Его знаменитый соотечественник, Питер Пауль Рубенс за свою жизнь нарисовал как минимум четыре версии суда Париса. Существует несколько версий картин Рубенса изображающих суд Париса. Эскиз первой написан, во время поездки в Италию около 1605 года, а последняя в 1639 году. Но наиболее ярко мифология отражена в версии 1636 года, на которой явно выделены атрибуты богинь: Геру он изображает с ее верным спутником — павлином, Афину — с эгидой (щитом с изображением головы Горгоны) и шлемом, а Афродиту — в сопровождении Купидона.
Работами Рубенса вдохновлялись более поздние художники по всему миру. Ярким примером является картина французского художника Жозефа Парросель (1646 — 1704).
Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci) (1659-1734), итальянский художник XVIII века
Картина голландского исторического живописца Иоахима Эйтеваля (также Юттеваль; 1566—1638) хоть и имеет совсем другую композицию, но все же явно подражает версии Рубенса 1625 года, на что явно указывают персонажи слева.
Встречаются и работы в которых на первое место поставлен пейзаж.
К сожалению не сохранилась картина Рафаэля иллюстрирующая легенду, однако, существует гравюра сделанная по ней.
В 19 веке многие художники используют сюжет суда Париса в своих произведениях, зачастую изображая свою версию имеющую мало общего с первоначальной.
Не остались в стороне и русские живописцы рубежа 19-20 веков. Врубель:
Огромное полотно «Суд Париса» кисти Константина Маковского размером в десять квадратных метров (244х396 см) экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1889 году (вместе с его же полотнами «Демон и Тамара» и «Смерть Ивана Грозного»); они принесли художнику золотую медаль и орден Почетного легиона.
После долгого скитания по коллекциям, в 2005 году, картина Маковского ушла с молотка за 2 млн 88 тысяч $ на аукционе Sotheby’s.
Конечно, Сальвадор Дали (1904-1989) не мог пропустить такой благодатный сюжет.
Но всех переплюнул Федерико Хименес и Фернандес (Federico Jimenez Y Fernandez) — испанский художник, известный деревенскими пейзажами, жанровыми сценами, картинами с изображением животных и птиц.
Суд Париса в городских представлениях
Популярность сюжета использовалась не только живописцами. В 15 веке существовал обычай встречи почетных гостей города представлениями с участием совершенно обнаженных красавиц. Особенно популярен был сюжет «Суда Париса».
История зарегистрировала целый ряд таких встреч: например, въезд Людовика XI в Париж в 1461 г., Карла Смелого в Лилль в 1468 г., Карла V в Антверпен в 1520 г.
Молине рассказывает, с каким удовольствием народ разглядывал Суд Париса при въезде Филиппа Красивого в Антверпен в 1494 году: «подмостки же, куда столь страстно взирали, являли историю трех богинь, коих все видели обнаженными, и то были живые женщины»
Далеко не всегда такие представления устраивались с целью демонстрации красоты. В пародийном представлении по сюжету Суда Париса, устроенном по случаю вступления в Лилль Карла Смелого в 1468 году, присутствовали очень толстая Венера, тощая Юнона и горбатая Минерва с золотой короной на голове. Во время встречи городом Лиллем Карла Смелого Бургундского три обнаженные красавицы разыгрывали перед ним суд Париса