Мифология

Фороней: миф о первом «человеке и первом земном царе»

Древнегреческий миф о первом «человеке и первом земном царе» Форонее и его отце Инахе.
Фороней: миф о первом «человеке и первом земном царе»
Фороней (др.-греч. Φορωνεύς, Φορωνέας, «приносящий цену») — в древнегреческой мифологии предок и породитель человечества, сын бога реки Инаха и нимфы Мелии.

Древнегреческий историк VI века до н. э. Акусилай называл его в «Генеалогии» первым «человеком и первым земным царём», царём всего Пелопоннеса. Платон в «Тимее» и Климент Александрийский в «Строматах» также утверждали, что Фороней был первым человеком или же «отцом смертных».

Тем не менее, многие версии мифа о Форонее говорят о том, что он был не первым человеком на земле, а первым правителем на Пелопоннесе (полуостров в Греции) и объединителем народа. Он основал город Фороний, который его внук переименовал в Аргос.

Фороней. Рельеф с колокольни Джотто (Giotto's Campanile). 14 век.

Сын речного бога

Мифы и Форонее и его отце, речном боге Инахе перемешаны между собой. Одни мифологи говорят, что основателем Аргосского государства и его правителем в течении 50 «зим и лет» (1677 — 1652 гг. до н.э.) был Инах, который после смерти стал богом одноименной реки. Другие же говорят о том, что Инах был богом реки, который после Девкалионова потопа вывел аргивян с гор на равнины и ограничил воды их собственными руслами, а Фороней был его сыном — первым смертным человеком. Такую версию приводил еще древнегреческий историк V века до н.э. Павсаний:

Сохранилось еще и следующее предание: первым человеком, жившим в этой земле, был Фороней, а Инах был не человеком, а рекой и был отцом Форонея.
— Павсаний. «Описание Эллады» . Книга II, гл. 15

Путаница доходит до того, что возлюбленную зевсом Ио, сестру Форонея, иногда называли Форонеей от имени брата, хотя, наиболее распространенный миф говорит о том, что Ио родилась из рта Инаха.

Миф о первом царе

В древности над людьми царствовал сам Зевс. Под властью верховного бога люди веками жили без городов и законов, говоря на одном языке, подаренном им богом Филариосом и богиней изобретательности Филарион (Philarios и Philarion). Но Гермес перепутал языки людей, и на земле начался раздор. Тогда Зевс, не желая более разбираться в этом хаосе, передал царскую власть Форонею, ибо тот первым совершил священнодействия Геры.

Фороней первым объединил людей в общество, и то место, где они собрались, было названо городом Форонием. Он научил своих подданных жить сообществами, обрабатывать землю, пользоваться огнем, заниматься ремеслами. Ему приписывали введение в Пелопоннесе гражданского устройства и религиозных обрядов и в частности культа Аргивской Геры, за что его почитали как местного героя и проводили на его могиле жертвоприношения.

Фороней, сын Инаха, был тем, кто впервые соединил людей в общество, а до тех пор они жили разобщенно, каждый сам по себе; и то место, где они впервые собрались, было названо городом Форониконом.
  — Павсаний. «Описание Эллады» . Книга II, гл. 15

Подобно Прометею, Фороней считался первым человеком, перенесшими огонь с неба на землю. Согласно Павсанию, жители Аргоса поддерживали постоянный огонь в храме Аполлона, называя его «огнём Форонея». Аргивяне отрицали, что огонь дал людям Прометей, и изобретение огня приписывали Форонею.

Когда Посейдон и Гера соперничали за Аргос, Инах вместе со своими братьями океанидами рассудили их спор в пользу Геры. Тогда Псейдон иссушил все реки Аргоса, включая и реку Инах (древнее название реки — Ксерия, от др.-греч. Ξερίας, от ξερός, «сухой»). Фороней построил храм в честь Посейдона и воды вернулись.

Фороней правил 60 «зим и лет» (1677 1622 гг. до н.э.), после чего либо разделил земли между сыновьями, либо передал власть своему внуку Аргусу (Аргосу  сыну Ниобы и Зевса, или самого Форонея), который назвал город Аргосом, в свою честь.

Фороней. Барельеф кампанилы Джотто
Фороней. Барельеф кампанилы Джотто. 1348-50 гг. Опера-дель-Дуомо во Флоренции

Происхождение


Считается, что Фороней был сыном речного бога Инаха и нимфы Мелии, но Гай Юлий Гигин (64 г. до н.э. - 17 н.э.) говорит о том, что Фороней был рожден океанидом Аргией, воплощением самой Арголиды, от ее брата Инаха: «Инах, сын Океана, родившего Форонея с его сестрой Аргией».

Жены

С женами, как это обычно и бывает в древнегреческих мифах, полная неразбериха:

Павсаний говорит о том, что женою Форонея была нимфа Кердо (Cerdo, Κερδοῦς), Гигин - нимфа Кинна (Cinna), Аполлодор - Теледика (Teledice, Τηλεδίκη), Иоанн Цец - Лаодика (Laodice, Λαοδίκη). В комментариях к Пиндару указана - Перимеда (Perimede, Περιμήδη), а комментарий к Еврепиду гласит что Фороней был женат дважды: сначала на богине уговоров Пейто (Peitho, Peithō), а затем на Европе (Europa, Εὐρώπη).

Дети

С детьми ситуация не менее запутанная.

По Гигину и Аполлодору детьми Форонея были - царь Аргоса Апис (Apis, Ἄπις) и Ниоба (Niobe, Νιόβη). По Павсанию - царь Мегар Кар (Car или Kar, Κάρ), незаконнорожденный сын Европ (Europs, Εὕρωψ), Хтония (Chthonia, Χθωνία), Клименус (Clymenus), Спартон (Sparton, Κλύμενος). Прочие авторы приводят ряд других детей Форонея, среди которых: Агенор (Ἀγήνωρ), Ясус (Ἴασος), Пеласг (Πελασγός), Эгиалей, Лирк (Λύρκος).

В «Климентинах» упоминается дочь Форонея по имени Фтия (Φθία), родившая от Зевса сына Ахея (Ἀχαιός). Эта версия в некоторой степени подтверждается древнеримским писателем Клавдием Элианом, который сообщает, что Зевс принял форму голубя, чтобы соблазнить некую Фтию (Клавдий Элиан, «Пестрая история» 1.15).

Античный историк Страбон в своей «Географии» сообщает, что у Форонея была неназванная дочь вступившая в сговор с второстепенным богом Гекатером (Ἑκάτερος), от которого она родила пять дочерей (Гекатерид).