Мифология

Легенды и мифы о появлении вина

Каждый народ, знакомый с виноградарством и виноделием, пытался в поэтической и часто в занимательной форме представить свою версию появления винограда и изобретения вина.
Легенды и мифы о появлении вина
Каждый народ, знакомый с виноградарством и виноделием, пытался в поэтической и часто в занимательной форме представить свою версию появления винограда и изобретения вина. Особенно разнообразны подобные толкования в мифологическом наследии народов Востока и Средиземноморья.

Ветхозаветная версия

В Ветхом Завете говорится о том, что первым человеком, посадившим после Великого потопа виноградник и открывшим вино, был почтенный Ной, который вышел из ковчега в горах Араратских и начал «...возделывать землю и посадил виноградник. И выпил он вина и опьянел» (Бытие, IX, 20-21). Вино было наградой Ною и его спутникам за те страдания, которые они претерпели во время потопа. В «Песне песней» царя Израиля и Иудеи Соломона, в состав которой вошли древние и свадебные песни, прославлявшие природу, человеческую красоту, любовь, виноград и вино упоминаются более двадцати раз.

По сюжету более поздней иллирийской легенды, связавшей библейского Ноя и Диониса, тайну приготовления вина «открыл» Ною козел, который наелся диких плодов винограда и, охмелев, начал бодать других животных. После чего Ной и высадил виноград, а из сока плодов добыл вино.

Древнегреческая мифология

Во времена большого переселения народов на территорию, между Эгейским, Черным и Мраморным морями, пришли фракийцы. Они принесли с собой культ вина и дали название Фракии. Именно здесь впервые появилось виноделие. Ничего удивительного, что наиболее почитаемым божеством во Фракии стал греческий бог виноградарства и виноделия Дионис.

Напольная мозаика с головой Диониса. 2-я пол. II — III в. н. э.
Напольная мозаика с головой Диониса. 2-я пол. II — III в. н. э. Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.

Дионис  был сыном Зевса и Семелы, родившимся при довольно драматичных обстоятельствах.


Зевс-громовержец полюбил смертную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он пообещал исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась, и поклялся в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса.

Воспользовавшись случаем, Гера, супруга Олимпийского бога, решила погубить соперницу. Когда Семела ждала ребёнка, Гера явилась в образе странницы и убедила её просить Зевса доказать истинность его отцовства - для этого он должен был явиться перед Семелой во всём своём великолепии. Узнав, в чем состоит просьба возлюбленной, владыка Олимпа опечалился, но не мог отказаться от данного слова. Громовержец примчался на своей колеснице во всем величии и со сверкающими молниями в руках - от них-то и загорелись покои Семелы, и она погибла, успев родить шестимесячного ребенка.

От огня маленького Диониса спас густой зеленый плющ, внезапно выросший из земли. Зевс нашел сына, зашил его в бедро, из которого тот позже родился вторично. 


Гера, законная жена Зевса, еще долго преследовала ребенка. В частности, она послала безумие на царя Афаманта, мужа Ино, сестры Семелы, воспитывавшего Диониса. Обезумевший Афамант убил свою жену и детей. Диониса спас от смерти Гермес перенеся его в мгновение ока в Нисейскую долину. После этого Диониса воспитывали нимфы, которых позже Зевс сделал созвездием Гиад, а наставником юного бога стал сатир Силен, который и открыл ему тайны природы и научил изготовлению вина. 

Дионис вырос, но так как не сразу был признан богом, стал бродить по свету со свитой поклонниц - вакханок, сатиров и селенов, обучая людей виноделию. Благодарные  смертные устраивали в его честь пышные «дионисии», или же вакханалии. За отказ поучаствовать в одной из них вакханки растерзали легендарного фракийского певца Орфея.

Много стран прошел Дионис и повсюду учил он людей сажать виноград и делать вино.  

Чтобы показать свою божественную силу, Дионис совершал чудеса. Однажды  похитили его пираты. Разбойники решили, что взяли в плен знатного юношу. Они уже подсчитывали, сколько золота они получат за Диониса, продав его  на невольничьем рынке, но не тут-то было. Попытались пираты связать  юношу, но путы спали с него сами собой. Стали злодеи искать, кто  освободил пленника, но вдруг увидели, что по грязной палубе их корабля  заструилось благовонное вино. Мачты увил темнолистый плющ и тут же  покрылся яркими цветами; паруса украсили виноградные кисти. Казалось,  весь корабль превратился в виноградник. Изумленные пираты попрыгали за  борт, и Дионис превратил их в дельфинов, а сам на их ставшим прекрасным корабле поплыл дальше и встретил свою будущую жену Ариадну.

Ампелос

Другая версия гласит, что однажды, во время охоты, Дионис увидел очень красивого  сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос.  Ампелос очень понравился Дионису и стал его преданным другом и  спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Дионис очень  переживал, поэтому стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня.


С той поры Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный  напиток - вино. От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название  винограда - ampelos, которое дало свое название науке о сортах винограда  - ампелографии. Отрасль же медицинской науки, изучающей  виноградолечение, получила называние ампелотерапия.


Ойнос

Греческая легенда также присваивает факт открытия виноградной лозы пастуху по имени Стафилос, который, отправившись на поиски пропавшей овцы, обнаружил ее, поедающую виноградные листья. Пастух собрал с лозы несколько доселе неизвестных плодов, отнес их своему хозяину Ойносу. Тот, в свою очередь, преподнес ягоды в дар Дионису, и бог в награду научил Ойноса виноделию. От греческого слова "ойнос " происходит корень названия науки о вине - энологии. 

Миф о первом виноделе


Икарий и пьяные пастухи. Мозайка. Конец II в. н. э..jpg. Дом Диониса. Пафос, Археологический парк.
Икарий и пьяные пастухи. Мозайка. Конец II в. н. э..jpg. Дом Диониса. Пафос, Археологический парк.

Первым человеком которого Дионис обучил искусству виноделия был садовник (или пастух) Икарий, который добродушно принял подвыпившего бога у себя дома. Однако для Икария это обернулось плохо. Мало того, что Дионис соблазнил его дочь Эригону, так еще и вино стало причиной смерти Икария.

Изготовив первую партию вина, Икарий угостил им встретившихся ему по дороге пастухов, и те, впервые опъянев, решили что отравлены. В гневе они убили Икария, и закопали тело в землю. Узнав о смерти отца Эригона покончила с собой, а следом за ней, оставшись без хозяев, утопилась их собака Мера.

Боги сделали их созвездиями Дева - Эригона, Волопас - Икарий, Малый пес (по другой версии звезда Процион[?] или Сириус[?]) - их собака мера. А жители Афин и Кеоса были жестоко наказанны за убийство Икария.

См. Древнегреческий миф о первом виноделе 

По другой версии, первым виноделом был царь Калидона Ойней. Дионис подарил ему виноград в благодарность за ночь с его женой Алфеей.

Когда Дионис был гостем Ойнея, он полюбил Алфею. Ойней ушёл из города, сделав вид, что для совершения священнодействия, Алфея же родила от Диониса Деяниру, за гостеприимство Дионис подарил Ойнею лозу

Собака царя Оресфея

Конечно же, существуют и другие легенды, так или иначе обосновывающие появление вина. Так, древнегреческий историк Павсаний, описывая одно из путешествий, передал местный миф, согласно которому собака царя Оресфея, сына Девкалиона, родила кусок дерева, и, когда мужчина закопал его в землю, из него вырос виноград.

По другому греческому сказанию, переданному философом Гекатеем Милетским, культура винограда началась с того, что собака, принадлежащая тому же Орисфею «ощенилась виноградным кустом», который Орисфей сразу же посадил в землю. 

Древнеримская легенда. Вакх

В древнеримской мифологии бога виноделия звали Бахус или Вакх, он же Либер (древнеримский аналог Диониса). В венке из виноградной лозы, с которой свисали виноградные гроздья, в сопровождении шумной компании панов и силенов гулял Бахус по полям и лесам.
Бахус. Микеланджело Меризи да Караваджо. 1595 - 1596 г.
Бахус. Микеланджело Меризи да Караваджо. 1595 - 1596 г. Галерея Уффици во Флоренции.
Однажды местный бог виноделия Бахус подобрал у дороги понравившееся ему растение. Он решил  во что бы то ни стало посадить его в своем саду. День был жарок, а путь  домой — не близок. Чтобы росток не завял, Бахус положил его в полость кости орла. Но вскоре росток начал активно развиваться, и прежнее убежище пришлось сменить на кость льва. Но и там растение долго не  залежалось. Заботливый бог нашел для него более просторное жилище —  кость осла. Через некоторое время из ростка выросла прекрасная виноградная лоза с  изумительными плодами. Из них Бахус сделал напиток и явил людям вино.  Оно, как оказалось, обладало невероятной генетической памятью.

Так, отведавшие его люди стали чувствовать легкость, подобно орлу, парящему в  небесах. Те, кто не останавливался на выпитом, находили в себе смелость льва. Ну а тот, кому и этого казалось недостаточно, в результате превращался в глупого осла.

Персидская легенда. Царское лекарство

Бахус. Микеланджело Меризи да Караваджо. 1595 - 1596 г.
Схватка змеи и орла. Стамбул. Музей мозаик.

Однажды персидский царь Джамшид, отдыхая в тени своего шатра, наблюдал  за обучением своих лучников. От отдыха царя отвлек шум схватки змеи и большой птицы, которая пpоходила неподалеку. Птица уже задыхалась в  пасти огромной змеи и была близка к своей гибели. Царь приказал своим  лучникам убить змею.


Птица высвободилась из пасти мертвой змеи, подлетела к ногам царя и, в знак благодарности, выронила перед ним из  клюва несколько зернышек, которые вскоре проросли. Из зернышек выросли  виноградные лозы, давшие множество плодов. Царь Джамшид очень полюбил  сок этих плодов, но случилось, что однажды царю принесли чуть скисший  сок. Джамшид рассердился и приказал унести его подальше. Слуги сок спрятали и вскоpе уже забыли о нем. 


Прошло несколько месяцев. Любимица  царя - прекрасная рабыня стала страдать нестерпимыми головными болями и  возжелала умереть. Она обнаружила спрятанный сосуд с прокисшим соком и  выпила все до дна, думая, что это яд и что она им отравится и примет смерть. Но рабыня не умерла, а упала без чувств и проспала проспала несколько суток и проснулась здоровой, после чего перебродивший виноградный сок был назван «царским лекарством». 


Болгарская легенда. Фракийский козел

Еще одна фракийская легенда рассказывает, что одном из селений жил старый унылый,  никому ненужный бездомный козел. Осенью с ним происходили удивительные  перемены: козел начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к  прохожим. В таком состоянии козла видели некоторое время, после чего  козел снова становился унылым. Крестьян заинтересовали такие перемены в  настроении козла, поэтому они стали следить за животным. Вскоре  выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как  он, бродя по опустевшему винограднику, поедал оставшиеся от сбора урожая  раздавленные виноградные гроздья. Как правило, это были те гроздья, в  которых виноградный сок уже сбродил и преобразовывался в подобие вина.  Вот от него-то и пьянел козел, и его настроение улучшалось. Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие  алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина, а люди научились делать вино.

Славянская мифология

Наши предки славяне считали хмельной напиток неотъемлемым атрибутом любви и семейного достатка. Они утверждали, что именно Лада — богиня  домашнего очага научила Квасуру, ставшего впоследствии богом виноделия, готовить солнечный напиток — сурью.

Как-то, придя к Квасуре, богиня Лада велела смешать мед с водой и поставить смесь осуриваться на солнце. Позже Квасура поведал рецепт прародителю славян Богумиру, который первым совершил жертвоприношение сурьей («мед  питный»).

Скандинавская мифологии

В скандинавской мифологии есть Квасир, маленький мудрый человечек, родившийся из слюны богов. Как-то раз подлые карлики пригласили Квасира в гости и убили. Его кровь смешали с пчелиным медом и приготовили хмельной напиток,  дарующий мудрость и поэтическое вдохновение — мед поэзии.


За право владеть этим чудесным напитком велись жестокие войны на скандинавском «Олимпе».


Китай

В Китае, согласно древнему преданию, некто Ю за 2000 лет до нашей эры был первым, приготовившим из винограда вино. Попробовав новый напиток,  император запретил его употребление, изгнал Ю из Китая и предсказал  гибель всем народам, которые станут пить вино. Однако в источнике 1122  г. до н.э. есть прямые указания на то, что виноград в Китае в ту пору  уже был. В провинциях Шаньси, Шеньси, Пече-ли вино пили уже столь  обильно, что это даже вызывало беспорядки. Застольные песни всех эпох  свидетельствуют, что китайцы были большие охотники до вина.


См. также Легенда о появлении вина Ламбруско