Искусство

Династия Фарнезе и их коллекция

Представители знатного итальянского рода известные как видные коллекционеры редких произведений искусств
Династия Фарнезе и их коллекция
Фарнéзе — знаменитый итальянский княжеский род, потомки папы римского Павла III, получившие от него во владение герцогство Пармское. После устранения рода д’Эсте и прекращения линии делла Ровере Фарнезе заняли первое место в рядах феодальной римской аристократии.

Представители фамилии Фарнезе документально известны с 13 века, но подлинное величие род получил после того, как один из Фарнезе – Алессандро (1468 — 1549), благодаря любовным связям своей сестры Джулии с Папой Римским Александром VI, в 25-тилетнем возрасте стал кардиналом, а со временем, в 1534 году, занял и папский престол под именем Павла III (1534 — 1549). Благодаря ему потомки получили титул герцогов, а во владение с 1545 года – города Парма и Пьяченца.

Джулия Фарнезе (1474 — 1524) — любовница кардинала Родриго Борджиа (позже ставшим Папой Римскимимского Александром VI) чья внебрачная связь обеспечила брату Алессандро кардинальскую шапку, за что того в его шутя за глаза именовали кардиналом «Френьезе» (т. е. в дословном переводе получалось кардинал «Женское лоно»). Существует версия, что будучи замужней дамой с 15-тилетнего возраста, Джулия стала любовницей кардинала по настоянию брата. В подтверждение этому, она завещала брату свою кровать, с помощью которой он добился успеха в карьере.

"Папа Павел III с внуками Алессандро Фарнезе и Оттавио Фарнезе" Тициан Вечеллио, 1546 год
«Дама с единорогом» (предполагаемый портрет Джулии Фарнезе), Рафаэль. Рим, галерея Боргезе, 1505 г.

За 15 лет пребывания на папском престоле он сумел пристроить на высокие посты многих родственников, тем самым выдвинув род Фарнезе в число самых влиятельных европейских семей. Так, например, вскоре после своего возвышения Павел III произвел двоих своих внуков в кардиналы. Одному из этих внуков исполнилось к тому времени 16 лет, а второму (его тоже звали Алессандро) всего 14. Кардинал Алессандро Фарнезе (1520-1589) был несметно богат и большую часть своих денег тратил на приобретение произведений искусства. К слову, римскому папе не полагается иметь ни детей, ни внуков, но в эпоху Возрождения на это обстоятельство часто закрывали глаза, называя таковых племянниками папы.

Ф. Сальвиати. Сцены из истории семейства Фарнезе. Фреска в Палаццо Фарнезе в Риме. Ок. 1558.
Многое в художественной жизни тех лет так или иначе связано с именами Павла III и кардинала Алессандро. Именно Павел III заказал гениальному Микеланджело фреску Страшный суд для Сикстинской капеллы и фрески Обращение Савла и Распятие св. Петра для капеллы Паолина. Следующими заказами стали проекты собора святого Петра и дворца Фарнезе в Риме.

Не отставал от своего дядюшки и кардинал Алессандро. Он заказывал картины виднейшим живописцам, собрал самую большую в Риме коллекцию антиков, воодушевил Джорджо Вазари на создание его Жизнеописаний и, наконец, оказался причастным к нескольким крупным архитектурным проектам.

Собрание Фарнезе

Семья Фарензе известны не только как политические деятели, но и как коллекционеры предметов искусств. Собрание Фарензе включает около тысячи картин и множество предметов античного искусства. Скульптуры в настоящее время выставлены в Неапольском национальном археологическом музее в Неаполе и Британском музее в Лондоне.


Павел III лично производил раскопки в поисках античных произведений и скупал, а также конфисковывал, коллекции других семей. Так он приобрел коллекции Сасси и Фабио Бернардино, конфисковал коллекцию рода Колонна и получил коллекцию кардинала Федерико Чези в качестве пожертвования. Его галерею с нишами для скульптур в дворце Палаццо Фарнезе с 1546 года проектировал сам Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564).

Страсть Павла III унаследовали и потомки. Коллекция Фарнезе была расширена его племянником, другим кардиналом Алессандро Фарнезе (1520 - 1589; итальянский кардинал и дипломат, коллекционер и меценат), который приобрел коллекций Дель Буфало и Джулиано Чезарини, в том числе и многие произведения из собрания Медичей.

В собрание Фарнезе вошло и наследие антиквара Фульвио Орсини (1529 — 1600) после смерти оставившего свою коллекцию драгоценных камней, монет и бюстов Одоардо Фарнезе. Среди работ были две статуи Геракла, две статуи Флоры и два Гладиатора которые были помещены под арками двора Палаццо, а так же скульптурная группа "Фарнезский бык" для которой был выделен специальный корпус во втором дворе.

Фарнезский бык - знаменитая мраморная скульптурная группа, изображающая казнь Дирки братьями Амфионом и Зефом за жестокое обращение с их матерью Антиопой. Братья привязали Дирку к рогам разъяренного быка, растерзавшего её. Создана греческими скульпторами Аполлонием Тралесским и его братом Тавриском. Скульптура была обнаружена в 1546 году в термах Каракаллы и была реставрирована под наблюдением Микеланджело.

Уникальная художественная коллекция, собранная семьей Фарнезе, со временем перешла к Елизавете Фарнезе, вышедшей в 1715 году замуж за испанского короля Филиппа V, а позже досталась ее сыну Карлу де Бурбону - королю Неаполя и Испании. Он, в свою очередь, решил перенести коллекции в Неаполь и в 1737 году начал строить большой дворец на холме, выходящем на Неаполитанский залив (музей Каподимонте в переводе с итальянского и означает на вершине горы), - специально для хранения художественной коллекции семьи Фарнезе. Однако строительство дворца затянулось до 1836 года и коллекцию временно разместили в самом центре Неаполя, в Королевском музее, основанном в 1787 году его сыном Фердинандом I.

В течение нескольких лет, в ожидании завершения впечатляющего дворца в Каподимонте, шедевры коллекции Фарнезе хранились в упаковочных коробах в состоянии упадка и пренебрежения. В своих письмах из Неаполя французский путешественник с сожалением упоминает о том, что склад, в котором были свалены картины Корреджо и Гвидо Рени, использовался как общественный туалет.

Это произошло в 1787 году, несмотря на сильную оппозицию папства. Многие из мраморных скульптур были восстановлены Карло Альбачини (1735-1813). Коллекции Фарнезе до сих пор выставляются вместе, хотя и организованы по темам. Большая часть картин была перенесена в музей Каподимонте.

После того, как Карл III уехал в Испанию, став ее королем в 1759 году, некоторые произведения искусства и предметы мебели были перенесены в новый дворец в Казерте.

Во время Великой французской революции 1799 года, 300 работ были украдены и в конечном итоге оказались во Франции. Часть из них была отдана.

После того, как Королевство Обеих Сицилий прекратило свое существование, многие предметы мебели были перевезены в Рим и размещены в Квиринальском дворце. Другие работы были предназначены для римских правительственных зданий палаццо Мадама и Монтечиторио, а также украсили некоторые дипломатические резиденции за рубежом.

The Farnese Hercules, римская копия с оригинала Лисиппа (Национальный археологический музей Неаполя)
Аполлон сидит с лирой. Порфир и мрамор, 2 век н.э. Коллекция Farnese, Неаполь, Италия.
Гермес в Британском музее
Nike, 2-й-3-й век. Фото Паоло Монти, 1969

Фарнезе и Тициан

В собрание Фарнезе также входят многие подлинники картин Тициана (1488/90 — 1576), созданные специально для Фарензи.

Впервые Тициан работал для семьи Фарнезе в 1543 году, когда был приглашен в Болонью, чтобы написать портрет папы Павла III. Спустя два года художника позвали в Рим - писать портреты всех членов семьи Фарнезе, включая кошек. Тициан привез с собой свою знаменитую работу "Даная" посвященную мифу о Данае, заказанную кардиналом Алессандро, и оставался в Риме до июня 1546 года, но предполагаемые портреты так и не написал, но создал один из его самых известных групповых портретов, запечатлевший папу Павла III с кардиналом Алессандро Фарнезе и еще одним своим внуком, Оттавио Фарнезе.

На обратном пути из Рима Тициан сделал остановку в Пьяченце, где, скорее всего, написал портрет Пьера Луиджи Фарнезе, герцога Пармского (сына папы Павла III и отца кардинала Алессандро).