Искусство
Пять «Судов Париса» Рубенса. Попробуем разобраться, что хотел сказать художник своими картинами.
10-02-2020, 10:23
Прочтений: 111 716
Поделились: 5
Поделились: 5
Суд Париса. Рубенс. 16+
Один из таких сюжетов – древнегреческий миф «Суд Париса». Не будем подробно описывать сюжет мифа, напомним только самую суть. Ознакомиться с подробным сюжетом вы можете в статье «Суд Париса или конкурс красоты погубивший Трою»
Три богини (Афродита, Афина и Гера) устроили спор из-за яблока с надписью «Прекраснейшей». Рассудить их должен был будущий троянский царевич, а на тот момент пастух — Парис. Но юноша не мог определить какая из них прекраснейшая и богини стали подкупать его. Одна пообещала мудрость, вторая власть, а третья любовь Елены Прекрасной — жены царя Спарты. Парис выбрал Елену. В результате, он смог выкрасть девушку и привезти в Трою что послужило началом Троянской войны.
Сюжет стал крайне популярен у художников эпохи Возрождения. Культ обнаженного тела в те времена достиг таких высот что творцы искали любую возможность изобразить обнаженную женщину так, что бы это перекликалось с известными каждому сюжету. Именно таким образом появились все эти портреты тогдашних красавиц в виде Девы Марии или богини любви Венеры.
Петер Пауль Рубенс часто использовал для своих картин античные сюжеты, но суд Париса явно интересовал его больше других — Рубенс нарисовал пять известных картин на эту тему, причем первую в самом начале своей карьеры (в 28-29 лет), а последнюю уже перед смертью. Однако, картины Рубенса это не просто «обнаженка» в античном сюжете, художник говорил своим творчеством о гораздо большем. О чем именно? Давайте попробуем разобраться.
Необходимо отметить, что Рубенс использовал древнеримский вариант мифа, который отличался только именами участников. Вместо Афродиты — Венера, Геры — Юнона, Афины — Минерва, Гермеса — Меркурий. Но мы будем приводить классический, более известный вариант.
Эскиз
Первой известной нам работой такого плана является небольшой (32.5 х 43.5) эскиз выполненный маслом по меди в 1605 или 1606 году во время поездки по Италии.Слева, на переднем плане спиной к зрителю вполоборота сидит обнаженный Парис. Гермес стоит левее. На то, что Парис – пастух, слабо намекает пес виднеющийся за ним.1605 — 1606 год
Эскиз воплотился в большую картину на деревянном холсте. В целом, сюжет остался тот же, но образ богинь стал абсолютно другим. Если в эскизе богини обладали миниатюрными телами, то теперь они стали гораздо крупнее, и ничем не уступают Гермесу. Впрочем, и мужчины стали значительно крупнее. Такой способ изображения людей стал фирменным стилем Рубенса.Горделивая поза Афродиты стала гораздо мягче. В левой руке Париса появилось то самое яблоко раздора. Интересно что мужчины поменялись одеждой — если на первоначальном эскизе обнаженный был Парис, то теперь одежды лишился Гермес.Теперь Парис не восхищается богинями, а в позе «мыслителя» (не от сюда ли Роден позаимствовал идею) внимательно оценивает конкурсант.
1625 год
Следующий вариант картины появился спустя 20 лет, в 1625 году. Рубенс уже 16 лет женат на Изабелле Брандт, которая моложе него на 15 лет, и счастлив в браке.Эта картина резко отличается от остальных. Если первая картина изображала самое начало «суда», то теперь мы видим его концовку, когда Парис уже отдает яблоко победительнице Афродите.На заднем плане сидят мужчина и молодая женщина. Подобным образом Рубенс изобразил бога морей Нептуна и богиню плодородия Кибелу на картине «Союз Земли и Воды» (ок. 1618). Однако мужчина изображен без главного символа Нептуна - трезубца, а женщина имеет слишком « наивный» вид для богини плодородия.
Более вероятно, что таким образом Рубенс изобразил супругу Париса — нимфу Энону (которая, не смотря на предательство, до последнего была верна мужу) и ее отца Кебрена — бога реки протекающий возле Трои, ведь именно так, с косматой бородой и с опрокинутым пифосом из которого вытекает вода, традиционно изображаются речные боги. Женщина сморит на все происходящие как не представление не воспринимая всерьез, мужчина же страшно опечален увиденным.
Лицо Париса как будто застыло в ужасе. По видимому, он осознает что наделал, и каковы последствия его решения, но поверив сладким речам Афродиты, уже не может отказаться от обладания Прекрасной Еленой.
Афродита берет яблоко из рук Париса с выражением лица говорящем, что только так и могло быть. Отвернувшаяся Афина страшно рассержена таким решением. Лицо Геры же выражает недоумение, ей не понять как Парис мог отказаться от власти над всей Азией ради женщины которую он даже не видел, и которая погубит его.
Важным нюансом является то, что теперь трость у Гермеса в руке обвита не виноградной лозой (древнейший символ миролюбия) как на предыдущих картинах, а двумя змеями, превратившись в кадуцей — жезл с крылышками на верхушке, обвитый двумя смотрящими друг на друга змеями обладавший способностью примирять. Согласно мифу, Аполлон в знак примирения с братом подарил тому свой волшебный посох. Когда Гермес, решив проверить его свойства, поставил жезл между двумя борющимися змеями, те сразу прекратили борьбу и обвили палку. Гермесу эта картина так понравилась, что он их обездвижил.
Гермес вознес кудуцей над происходящим но его взгляд отстранен.
1936 год
Четвертый вариант картины появился в 1636 году, через 6 лет после женитьбы Рубенса на Елене Фоурмент, которая моложе него на 37 лет. В этот раз сюжет практически лишен драматизма прошлых версий. Меньше фигур, появились овцы. Но главные изменения произошли в образе богинь. Во-первых, они стали более пышными и теперь в полной мере соответствуют понятию «рубенсовская женщина». Считается, что богиня любви Рубенс писал со своей второй жены — Елены Фоурмен. К тому же, они не стоят на земле обеими ногами, а как бы танцуют, что является «фирменной» чертой Рубенса.С их лиц пропали яркие эмоции. Различить кто есть кто теперь можно только по атрибутам которые Рубенс явно выделил:
Рядом с воительницей Афиной размещен щит с головой Медузы — Горгоны. Жену Зевса — Геру мы узнаем по изображенному рядом с ней павлину. А на богиню любви Афродиту указывает Купидон за ее спиной.
Парис теперь не вручает яблоко Афродите, а как бы предлагает его одной из богинь.