Возрожение Искусство Личности

Сандро Боттичелли. Взлет и крах художника

Как мальчик из простой семьи стал одним из самых знаменитых художников эпохи Возрождения
Сандро Боттичелли. Взлет и крах художника
Са́ндро Боттиче́лли (итал.Sandro Botticelli, настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи) — итальянский живописец, один из самых значимых мастеров эпохи раннего Возрождения. Автор таких известных картин как «Весна», «Венера и Марс» и давшей художнику мировую знаменитость «Рождение Венеры». Не менее значимой работой является и серия манускриптов иллюстрирующих «Божественную комедию» Данте, включающих знаменитую «карту Ада» Данте.

Годы жизни: 1 марта 1445 — 17 мая 1510 

Прошедший обучение в мастерских Филиппо Липпи и Андреа дель Верроккьо, художник мастерски работал с перспективой и ракурсом. 

Среди своих современников Боттичелли не воспринимался как гениальный мастер. Тогда вообще категориями гениальности о современниках не мыслили. Чем больше заказов, тем, значит, выше аристократия ценила художника. И Боттичелли пережил и взлет, когда его мастерская была загружена чрезвычайно, а сам Папа Римский приглашал его расписывать Сикстинскую капеллу, и падение, когда аристократия отвернулась от прекрасного Сандро. 

Автопортрет Сандро Боттичели. Фрагмент картины Поклонение волхвов, 1475
Автопортрет Сандро Боттичели. Фрагмент картины Поклонение волхвов, 1475 
Боттичелли считают одновременно счастливым и несчастным человеком. Он был как будто не от мира сего, пуглив и в то же время мечтателен, отличался фантастичными рассуждениями и алогичными поступками. Его абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Сандро не выстроил свой дом, у него не было жены и детей.

Но он был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

Краткая биография

Боттичелли был из семьи кожевника. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком. Подростком был отдан в ученики к золотых дел мастеру Антонио, и два года обучался мастерству ювелира.Однако выполнять эскизы и рисовать мальчику нравилось гораздо больше и он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет до отъезда мастера из города. После этого, Боттичелли перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо, куда чуть раньше поступил подмастерьем и юный Леонардо да Винчи. 

Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений мадонны – по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465–1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470). 

Собственная мастерская

С 1470 года Боттичелли имел собственную мастерскую и даже собственных учеников. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, в отличии от «Мадонн» знаменует обретение художником собственного стиля. 

Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленную картину «Поклонение волхвов», на которой помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. 

Поистине произведение это — величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется
Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев 

В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474–1475), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам. 

При покровительстве Медичий, олигархического семейства управляющего городом и больших ценителей искусства, слава Боттичелли быстро распространилась за пределы Флоренции. В те времена, талант художника измерялся исключительно его коммерческим успехом — Чем больше заказов, тем, значит, выше аристократия ценила художника. Масстерская Боттичелли стала настолько востребована, что сам Папа Римский, в 1481 году призвал его в Рим расписывать Сикстинскую капеллу.

И тогда он завоевал себе… во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы 
Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев 

Боттичелли создал для Сикстинской капеллы три фрески и 11 папских портретов, но всемирную известность она обрела лишь после того как потолок и алтарную стену расписал Микеланджело в 1508–1512 годах.

Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки
Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев 

С середины 1480 годов, в течении десяти лет Боттичелли выполняет серию иллюстраций к «Божественный комедии» Данте, включающих знаменитую «карту Ада».

Поздние работы. Новый стиль

В 1490 году во Флоренции появляется доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни. Боттичелли был заворожён этими проповедями, и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на костре тщеславия. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов. 

В его полотнах больше нельзя было увидеть изящности и праздничной нарядности. Даже портреты он перестал писать на каком-нибудь интерьерном или пейзажном фоне, вместо этого на заднем плане были изображены глухие каменные стены. 

Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485–1490) с созданной приблизительно за двадцать пять лет до этого картиной на тот же сюжет. Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495). 

Крах Боттичелли 

В 1498 году Савонарола был схвачен, обвинён в ереси и приговорён к смерти. Эти события глубоко потрясли Боттичелли. Художник практически закрылся от мира в своей мастерской. 

В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество» — единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится [сказанное в главе] одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его [попранным на земле], как на этой картине»

Вазари пишет о последних годах жизни Боттичелли:

«Отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду». 

Последний раз он проявил себя в качестве известного художника в 1504 году, когда участвовал в работе комиссии по выбору места для установки мраморной статуи Микеланджело «Давид». После этого он вовсе перестал работать.

17 мая 1510 года, на 66-м году жизни, Сандро Боттичелли скончался. Живописец был похоронен на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции. 

Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло „настоящее 
Бенуа А. История живописи всех времён и народов 



Личная жизнь

У каждого творца эпохи Возрождения был свой источник вдохновения. Для Боттичелли им стала Симонетта Виспуччи (за неописуемую красоту во Флоренции её называли Бесподобной, Несравненной, Прекрасной Симонеттой). Из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи. Причём сама Симонетта не обращала внимания на скромного живописца и даже не догадывалась о том, что стала для него Божеством и идеалом красоты. 

Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки. Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн. После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Сандро писал её образ на протяжении 15 лет.

5 работ Боттичелли, которые должен знать каждый

1. Рождение Венеры 

«Рождение Венеры», 1484−1486
«Рождение Венеры», 1484−1486. Источник: wikipedia.org
«Рождение Венеры» — самая известная картина Боттичелли не касается христианских мотивов. Она посвящена мифу — Рождение Венеры.В эпоху возрождения такие мифы были популярны у образованных классов. 
Венера, появляется из моря на большой раковине. Художник фиксирует движения богини, и показывает историю ее рождения. «Рождение Венеры» находится в галерее Уффици во Флоренции. 

2. Весна

«Весна», 1482
«Весна», 1482. Источник: wikipedia.org 
«Весна», также известная как «Аллегория весны», картина, которую Боттичелли написал около 1482 года (примерно за четыре года до «Рождения Венеры»). 

Работа включает группу мифологических фигур в саду, в том числе Венеру, которая стоит в центре композиции, а так же Флору и Меркурия. Пышная зелень сада — это аллегория роста, вызванного весенним пробуждением.

Картина также находится в галерее Уффици во Флоренции. 

3. Поклонение волхвов 

«Поклонение волхвов», 1475
«Поклонение волхвов», 1475. Источник: wikipedia.org
«Поклонение волхвов» датируемая 1475 или 1476 годом, изображает одну из самых важных и популярных в искусстве сцен Библии. 

Три Волхва, или мудрецы, преклоняют колени перед Святым Семейством (Христом, Марией и Иосифом), предлагая им дары. Кроме библейских героев, на картине изображены несколько видных деятелей флорентийского общества, в том числе Козимо де Медичи. Он представлен в виде волхвов в черном на коленях перед Марией; рядом с ним его сыновья. Справа — предполагаемый автопортрет Боттичелли — белокурый мужчина, смотрящий прямо на наблюдателя картины.

4. Карта Ада

«Карта Ада», 1480
«Карта Ада», 1480. Источник: wikipedia.org
«Карта ада» Боттичелли является одним из самых мощных визуальных представлений Ада Данте. Работа Боттичелли, выполненная ручкой и кистью на пергаменте, изображает спуск, совершенный Вергилием и Данте через то, что последний назвал «бездонной долиной боли». 

5. Венера и Марс

«Венера и Марс», 1483
«Венера и Марс», 1483. Источник: wikipedia.org
Любовь побеждает войну — это послание Боттичелли в «Венере и Марсе». Обольщенный Венерой бого войны Марс, спит и безоружен, а Венера, богиня любви, бодрствует и бдительна.

Сатиры — самые весёлые персонажи полотна — один трубит в рог под ухом бога войны, второй умудрился надеть на себя огромный шлем, и идёт вслепую вслед за остальными, чуть ли не повисши на копье, третий, который находится по центру картины, обернулся назад и смеётся над вторым, четвёртый залез под руку Марса и смотрит, словно влюблённый, на взгляд Венеры.

Картина написана около 1483 года. Находится в экспозиции Лондонской национальной галереи.