Тот самый Хлестаков из комедии Гоголя «Ревизор»

Хлестаков (полное имя Хлестаков Иван Александрович) — основной персонаж сатирической комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Он появляется во втором, третьем и четвёртом действиях комедии. Мелкий петербургский чиновник, по выражению его слуги Осипа, «елистратишка простой» (в народе "елистратором" называли регистратора, чиновника самого низшего ранга). Проще говоря — Хлестаков служил переписчиком бумаг. Единственное, что он вынес за время работы в канцелярии — приятные обеды у начальника и угодливая чистка его сапог сторожем.

Это молодой человек двадцати трёх — четырех лет, худощавый, невысокий, модно одетый. Безалаберный и безответственный тип, хвастун. Охотник волочиться за женщинами, но удостаивается внимания лишь провинциальных простушек. 

При этом, Хлестаков был саратовским помещиком — у его отца была собственная деревня в Саратовской губернии с говорящим названием Подкатиловка.

Хлестаков - главный герой комедии Гоголя «Ревизор»
Хлестаков - главный герой комедии Гоголя «Ревизор»
Хлестаков - главный герой комедии Гоголя «Ревизор»

Хлестаков - главный герой комедии Гоголя «Ревизор»

Хлестаков - главный герой комедии Гоголя «Ревизор»

Хлестаков. Рисунок П. Боклевского, 1912
Хлестаков. Рисунок П. Боклевского, 1912


В предисловии к комедии "Ревизор" Н. В. Гоголь дает Хлестакову следующую характеристику:

"...Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.

Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой‑нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде..."

[banner_full-1]{banner_full-1}[/banner_full-1]

Хлестаков в сюжете «Ревизора» 

Поскольку Хлестаков младший работал из рук плохо, прогуливал все деньги присылаемые отцом и ни сколько не двигался по карьерной лестнице, отец выслал его назад в родную деревню.

В пути, в городе N, Хлестаков проигрывает деньги в карты и три недели проживает в долг в местной гостинице, обещая что ему скоро пришлют средства из деревни.

В это время, до чиновников города N доходит информация, что к ним едет ревизор. Местные помещики Бобчинский и Добчинский предполагают, что ревизором может быть молодой человек в модной одежде, которого они видели в ресторане.

Когда в номере Хлестокова появляется городничий (глава города), Хлестаков решает, что сейчас его отправят в тюрьму за неуплату. Но вместо этого, городничий устроил ему экскурсию по городу и поселил в своем доме.

Когда Хлестаков понимает, что городничий принял его за важную персону, вживается в роль. Хлестаков по натуре - щеголь и лжец: врет, что устраивает балы, дружит с Пушкиным, что написал «Женитьбу Фигаро».... Будучи не слишком большого ума, не торопится покидать уездный город, принимая все приглашения, которые ему озвучивают местные чиновники. Пытается затеять двойной роман с женой и дочерью городничего и в итоге сватается к дочери городничего и получает согласие. Пользуясь сложившимся положением, «берёт в долг» у каждого должностного лица, с которым сталкивается. 

У судьи Ляпкина-Тяпкина берёт 300 рублей, у почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина и смотрителя училищ Луки Лукича столько же. У попечителя богоугодных заведений выманивает уже 400 рублей. У помещиков Бобчинского и Добчинского пытается взять тысячу, но те, поскольку не должностные лица, не считают нужным раскошеливаться. У городничего Хлестаков берёт в общей сумме 800 рублей. 

Все это он описывает в письме своему другу Тряпочкину трудящемуся на литературном поприще, что бы тот написал об этом историю.


Уезжая, обещает, что вернётся через пару дней, но в это время почтмейстер Шпекин не сдержался и вскрыл письмо отправленное Хлестаковым. Узнав об обмане, он бежит рассказать о нем остальным чиновникам города N в дом городничего хвастающегося окружающим тем, что вскоре породнится с таким «высоким» человеком.


Обман был раскрыт, но Хлестаков уже уехал из города на выданных ему лошадях.

Хлестаковщина

Образ Хлестакова вышел настолько ярким, что даже появилось понятие Хлестаковщина, обозначающее непомерное враньё-хвастовство.

Хлестаковщина — беззастенчивое и безудержное хвастовство и вранье, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности

Материалы по теме: