Кикимора домашняя и болотная — кто они в славянской мифологии

Кикимора домашняя и болотная — кто они в славянской мифологии
Кикимора домашняя и Кикимора болотная — два разных персонажа. Если Кикимора домашняя — персонаж более древний, сказки про нее сохранились с самой старины, то Кикимора болотная — более популярный нынче персонаж и часто становится героиней современных мультфильмов, рассказов.

Кикимора домашняя — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж, преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям. Кое-где считали, что Кикимора — это и есть жена домового, либо сближали ее образ с Домахой (домовым женского пола). 

Кикимора. Рисунок Ивана Билибина. 1934 год.
Кикимора. Рисунок Ивана Билибина. 1934 год.

Кикимора — дух, людей не сильно любящий. Кикимора домашняя досаждает жильцам дома, портит их вещи, мешает спать, пугает по ночам. Есть Кикимора болотная, описание которой отличается от домашней. Она тоже вредит людям — при встрече может сбить с дороги, напугать гуляющего по лесу ребенка.

Кикиморами болотными и домашними становятся «заложные» покойники, умершие либо загубленные маленькие дети, мертворожденные, выкидыши. Домашнюю Кикимору могли подсаживать строители, чтобы навредить не расплатившимся с ними хозяевами, колдуны как вид порчи. Для этого они клали в незаметное место куклу, тряпку, картинку. Чтобы избавиться от злой Кикиморы, советовали разыскать дома такой подклад.

На болоте, а иногда дома Кикимора могла заводиться сама по себе, например, на месте, где кто-то, особенно ребенок, трагически погиб, совершилось преступление, самоубийство. Часто встречаются Кикиморы в заброшенных домах.

Как выглядит Кикимора болотная? 

Фото Кикиморы болотной ещё никто не сделал, но народных описаний ее много. Кикимора болотная на картинках да и в жизни, как говорили, напоминает маленькую сгорбленную старушонку, покрытую травой и мхом, одетую в грязные рваные тряпки. Хотя людям Кикимора болотная и домашняя показывается только в исключительных случаях, обычно предвещая несчастье.

Впрочем, если верить сказкам про Кикимору, она способна принимать любой облик — знакомого человека, обычной женщины или мужчины, красивой девушки с распущенными волосами. Перевоплощался дух болота и дома в разных животных.

Ранние упоминания и истоки образа

Самое раннее письменное упоминание кикиморы находится в деле Разрядного приказа 1635—1636 годов по обвинению крестьянина Митрошки (Никифора) Хромого из Галицкого уезда, умершего после третьей пытки в ходе следствия, не дав против себя никаких показаний. В деле говорится, что этот «пущий ведун» насылал на людей нечистого духа, который делал «многие пакости» в доме, губил лошадей и распугивал коровье стадо, «а словет нечистый дух по их ведовским мечтам кикимора».

Единственное упоминание кикиморы в древнерусской литературе содержится в «Повести душеполезной старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке» (1640-е—1650-е годы), действие которой приурочено к 1638 году. Герой-визионер рассказывает следующее:

    В то время как мы шли из этого города [Костромы] дорогой, которая идёт к Москве, внезапно нам встретился некий бес в женском обличье, простоволосый и без пояса. Хвост её до самого неба торчал, [вертелся] как большой круг, и всякие бесовские грёзы навевал. Сама же взывает, сильно крича, как будто кто-то обидел её или досаждает ей. И она нам сказала: «Согнали сестру мою из Москвы, но, впрочем, вскоре — все будем в Москве». И я подумал, что это должно быть кикимора, которая была в Москве недавно. Когда бесовское наваждение скрылось с наших глаз, мы пошли своей дорогой.

Возможно также, что «предшественницей» кикиморы была «пакостная» качица, упоминаемая в «Слове святого Василия о посте» из «Златой цепи» (XΙV век) и соотносимая, с опорой на севернорусские заговоры, с полуночницей-ночницей. Также типичным для кикиморы поведением обладают некоторые бесы из житий святых, например, древнего «Жития Феодосия Печерского».

Ряд черт указывает на глубокую древность образа кикиморы и его вероятную связь с образом богини Мокоши, которую связывают с прядением, шерстью, покровительством женщинам и домашнему очагу. Также образ кикиморы, возможно, связан с образом божества судьбы и с культом душ усопших предков. Есть также предположение, что мара-кикимора — древнейшее имя домового.

Вред от Кикимор

Дома Кикимора портит жизнь всем ее обитателям — прячет вещи так, что их никто не найдет, стучит и шумит дома, портит и путает пряжу. Говорили, это от того, что Кикимора домашняя тоже хочет хозяйничать, но толком не умеет.

Болотная Кикимора пугает путников страшными звуками. Охотников она заманивает в чащу, крякая по-утиному, например.

Способы защиты от Кикиморы 

Кикимора болотная боится оберегов — «куриных богов» (камней со сквозной дыркой), его носили при себе, вешали дома; можжевельника, папоротника. Не ходили в лес или около болота в неурочное время.

От домашней Кикиморы избавиться сложнее. Сказки и поверья про Кикимору говорят, что если дома «пугает»: раздаются странные звуки, портятся вещи, словом, случается все то, что мы называем «полтергейстом», нужно поискать незаметно подложенную недоброжелателями куколку или другую вещь, избавиться от нее особым ритуалом. Говорили, что Кикимору можно изловить, выстричь крестом на затылке волосы, и она превратится в человека, но в чем-то неполноценного.

16 февраля проводили ритуал избавления от кикимор. Считалось, что в этот день они особенно смирные. Ведуны проводили обряды против докучливых домашних духов.