История игральных карт
Первая же колода близкая к современной была найдена во дворце Топкапы в Стамбуле в 1938 году и датируется 15 веком, но в ней были обнаружены более старые карты 12 или 13 века. Эта были египетские карты, точнее карты Мамлю́ков — сословия правящего в Египте с 1250 по 1517 год.
Найденная колода состояла из 47 карт, но согласно последним выводам исследователей в ней было 52 карты (есть и другие варианты - 58, 70, 72, 78) разделенных на 4 масти (палки, монеты, мечи и чаши). Каждая колода состояла из 10 обычных карт и трех лицевых: малик — король, наиб малик — наместник или заместитель короля, и тани наиб — помощник. Соблюдая запрет Корана на изображение людей, малюки не изображали на картах человеческие лица, а вместо этого использовались абстрактные геометрические узоры — арабески и соответствующие надписи.
Исследователь истории карточных игр Уильям Генри Уилкинсон предполагает, что возможо, первые карты были настоящими бумажными деньгами, которые служили одновременно и игровым инструментом, и ставками. Использование бумажных денег было неудобным и рискованным, поэтому их заменили игровыми деньгами, известными как «денежные карты».
Распространение в Европе
Каким образом карты проникли в Европу доподлинно неизвестно. Вероятно карты пришли следующий путь: Китай → Индия → Персия → Египет → Европа. Уже с 1371 они упоминаются в Каталонии (Испания), в Германии с 1377, Франции с 1381.Самые ранние карты имели латинские (Итальянские и Испанские) обозначения мастей заимствованных из мамлюкского Египта — монеты, дубинки, кубки и мечи. После долгих экспериментов, около 1450 года им на смену пришли немецкие масти — желуди, листья, сердца, бубенцы. Карты в немецком стиле распространились по всей Центральной Европе.
Французская колода
Параллельно с ними, с 1480 года развивалась и так называемая французская колода. Французы упростили сложные в изображении немецкие масти для массового производства методом ксилографии. Так появились современные изображения мастей: ♥ Червы— cœurs, ♣ Трефы — trèfles, ♦ Бубны — carreaux, ♠ Пики — piques.Французские масти, за счет своей простоты, быстро набирали популярность, и концу 17 века, прибывшие вместе с солдатами во время Тридцатилетней войны (1618— 1648), французские карты стали вытеснять немецкие даже в Германии. Тем не менее, немецкие масти продолжали использоваться вплоть до начала 20 века на востоке, в том числе и в России.
Одна из отличительных черт французских карт — это королева. Изначально карты мамлюков и их производные, латинские и немецкие масти, имели три мужские лицевые карты — король, старший офицер и младший офицер, но в середине 15 века в немецких и французских колодах появилась королева, правда в Германии она не прижилась.
К тому же, французы ввели любопытную традицию изображать на картах известных исторических и мифологических персонажей:
- ♠ Царь Давид — король Пик.
- ♣ Александр Македонский — король Треф.
- ♦ Юлий Цезарь — король Бубен
- ♥ Карл Великий — король Червей.
- ♠ Афина, богиня мудрости и войны — дама Пик.
- ♣ Ветхозаветная Иудифь — дама Треф.
- ♦ Ветхозаветная Рахиль — дама Бубен.
- ♥ Елена Троянская — дама Червей.
- ♠ Ожье Датчанин — валет Пик
- ♣ Ланселот — валет Треф.
- ♦ Гектор, троянский герой (или Роланд) - бубновый Валет
- ♥ Ла Гир — валет Червей
Интересные факты
После Французской революции (1789—1791), 22 октября 1793 года, было запрещено использовать на картах символы королевской власти и феодализма. Корону на картах прятали под головные уборы, а королевская лилия скрывалась под солнцем. Позже были напечатаны карты с персонажами символизирующими свободу.С 19 века по 1945 год внешний вид карт, используемых для домашнего потребления, регулировался французским правительством. Все карты были изготовлены на бумаге с водяными знаками, сделанной государством для подтверждения уплаты гербового сбора.
Интересный случай произошел в 1704 году, когда отец-иезуит Франсуа Менестрье (1631–1705) ошибочно предположил, что карточные масти символизируют устройство государства: духовенство — людские сердца, военное дворянство и его оружие — пики, буржуа с домами вымощенными плиткой — ромбы (буби), крестьяне — клевер (пики). Людовик XIV немедленно воспользовался этим, чтобы взимать налог с каждой игры.
До 1800 года рубашки игральных карт были белыми, но благодаря американцам на них стали изображать рекламные объявления. Постепенно их заменили абстрактные принты.
Джокер возник в США около 1857 года и использовался в качестве «свободной» карты в покере или в качестве старшего козыря в игре юккер. Возможно его внешний вид был позаимствован у козыря таро «Шут». Тем не менее, существует версия, что карта аналогичная Джокеру существовала еще у египетских мамлюков, но позже была забыта.
В 1858 году Батист-Поль Гримо ввел во Франции закругленные углы, чтобы предотвратить их рассыпание.
Изначально рисунки на картах были односторонними, но в 1980 году швейцарской компанией Müller были напечатаны карты с «двойным изображением», что избавило игроков от необходимости переворачивать карты лицевой стороной вверх. С 1920 года карты с двойным изображением стали мировым стандартом.
История игральных карт в России
Карточные игры в России появились еще в 16 веке, но вскоре стали считаться серьезным преступлением. Согласно Соборному Уложению царя Алексея Михайловича (1629 — 1676) от 1649 года, картежников приравнивали в ворам и убийцам. Пойманных за игрой в карты на деньги полагалось в первый раз — бить кнутом, отрезать левое ухо, затем сажать в тюрьму на два года, после чего отправлять в кандалах на тяжелые работы. Наказание усиливалось за поимку игрока во второй раз, а если в четвертый, то игрока приказано было «казнить смертью».Однако запрет не касался знати. Так, например, после смерти самого царя Алексея Михайловича в одном из его дворцов было обнаружено «две дюжины и семь игор карт гнилых», то есть, очевидно, бывших в употреблении.
Легализовал карточные игры лишь Петр I (1672 — 1725), хотя сам император играл в них очень редко. Под запретом остались лишь игры на деньги. Впрочем, даже последующий указ Александра I (1777 — 1825) вновь приравнивающий картежников к грабителям никого не остановил.
Популярные в тот период карточные игры - ломбер, макао, покер, бридж. Были и собственные игры, например «Русские короли».
Борьба с азартными играми
В карты проигрывались не только большие суммы, но и дворы, деревни, люди. В 1717 году Петр первый издает указ запрещающий игру на деньги «тройным штрафом обретающихся денег в игре». Уже в 1733 году его соправительница, императрица Анна Иоанновна, в своем указе отмечала «что не токмо потому указу такая богомерзкая игра не пресеклась», и многие играя в кости и карты «проигрывают деньги и пожитки, людей и деревни свои", поэтому пойманных за игрой на деньги следует штрафовать в трехкратном размере от обретающихся в игре денег, а пойманных во второй раз — тюрьма на месяц для офицеров и знатных людей, а «подлых бить батогами нещадно».Но и эти меры не помогали. В 1761 году, незадолго до своей смерти, дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна издала указ о разделении карточных игр на азартные (запрещенные) и «разрешительные». Но при этом следовала любопытная оговорка: «позволяется употреблять карты в знатных дворянских домах, только же не на большие, но самые малые суммы денег». Такая оговорка, разрешающая игры в карты на деньги, по существу, открыла «зеленую улицу» игрокам, имевшим возможность теперь сослаться на правительственный указ-разрешение.
Любопытно, что во дворцах самой Елизаветы Петровны, большой любительницы карт, официально разрешались любые игры.
Позже и другая любительница карточных игр, Екатерина II, подтвердила все прежние запреты «предков Ея Величества», оговаривая при этом, что «неумеренные игры служат к единственному разорению старых дворянских фамилий».
Несмотря на указы, огромные штрафы и наказания, как пишет в 1886 году один из исследователей карточной игры В. Зотов, «обе столицы резались в карты напропалую». Самые близкие Екатерине II играли на громадные суммы, проигрывали состояния, а один из ее фаворитов, С. Зорич, открыл в подаренном ему городе Шклове род картежной академии, куда съезжались знатные игроки со всей России.
В 1801 году, внук Екатерины II, Александр I издает указ согласно которому карты признавались «большим злом, чем самое открытое грабительство» — картежникам по этому указу грозил самый строгий суд и наказание вплоть до высылки из столицы. Однако и исторические факты, и литературные произведения подтверждают, что ни штрафы, ни угроза попасть в тюрьму на азартные игры никакого действия не имели и игроков на останавливали. По—прежнему проигрывали состояния, земли, крепостных крестьян и даже жен.
В 1802 году князь Голицын проиграл свою жену, молодую красавицу княгиню Марию Григорьевну одному из самых известных московских богачей графу Льву Разумовскому. По обоюдному и дружественному, как пишут исследователи, согласию всех троих, брак Марии Григорьевны был расторгнут и вскоре она вышла замуж за Разумовского, прожив с ним очень счастливо шестнадцать лет. Об этом скандале говорила вся Москва, их беспощадно осуждали, что никому не мешало посещать роскошные балы и празднества в их доме. Правда «признан» их брак был лишь в 1809 году, когда на одном из балов у Разумовских император Александр обратился к хозяйке дома — «графиня».
Русская колода
Вплоть до второй половины 18 века собственного производства карт в России не было. Из-за границы в больших количествах ввозились различные колоды: итальянские, французские и немецкие с соответствующими названиями мастей. В следствии этой неразберихи образовалась русская колода из 36 карт (без джокеров, и карт номиналом от до 6) с французскими мастями, но собственными названиями позаимствованными из французской и немецкой колоды одновременно.Россия | ♥ червы | ♠ пики | ♣ крести | ♦ бубны |
Франция | сердца | пики | трефы | бриллианты |
Германия | сердца | листья | желуди | бубенчики |
Италия | чаши | палицы | шпаги | монеты |
Колоды поставляемые из-за рубежа стоили очень дорого, в том числе из-за высоких пошлин.
Карты дело государственное
В 1760-х годах, после разрешения играть в «степенные» игры, появляются первые предприниматели, пытающиеся наладить производство русских карт. Чтобы пресечь привоз карт из-за рубежа государство вводит таможенную пошлину сначала 87 копеек с дюжины иностранных карт, а с 1766 года — 2 рубля. Кроме того был введен налог на клеймение карт, установленный правительственным указом еще в 1765 году: 10 копеек с привозимых карт (за дюжину колод) и вдвое меньше — 5 копеек с русских карт. Введены также были карты первого и второго разбора, отличавшихся качеством исполнения.Игра в неклейменые карты подвергалась большому штрафу. Клеймо, как правило, ставилось на червонном тузе в каждой колоде поначалу печатью, изображавшей сирену, а на заграничных картах печатью, на которой был вырезан «крючок рыболовной уды под радугою», что можно было воспринимать как аллегорию на игру в карты. Позднее появилось новое клеймо с изображением пеликана, кормящего своим сердцем птенцов, и надписью по кругу: «себя не жалея питает птенцов». Это клеймо можно встретить на всех русских картах вплоть до 1917 года.
Все деньги, получаемые за клеймение карт, должны были идти в доход Воспитательных домов «для приносимых детей» или «несчастнорожденных». Вскоре Воспитательные дома «для получения большей выгоды» стали организовывать собственные производство карт, а с 1798 года получили монопольное право на откуп и на клеймение карт. В 1819 году заработала карточная фабрика, на которой трудились питомцы Воспитательного дома, а также мастера закрытых частных фабрик. Фабрика получила монопольное право на производство карт. Производство на частных фабриках и ввоз карт из-за границы были запрещены.
При отсутствии конкуренции, значительно увеличились цены на карты. Так, дюжина карт 1—го разбора стоила теперь 10 рублей, 2—го разбора — 8 рублей и появились карты 3—го разбора — по 5 рублей при стоимости десятка яиц — 2 копейки. Кроме того, «согласно желанию публики» на фабрике стали изготовлять дорогие карты с «золотым обрезом и другими украшениями».
Бумага, из которой изготовляли карты, была низкого качества и поэтому предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. Такие карты были гладкими, хорошо скользили при тасовании и назывались «атласными». Но качество русских карт быстро росло и в 1858 году Комиссия Парижской всемирной выставки отметила, что выделка русских карт «доведена до высшей степени совершенства».
Тем не менее, запрет на ввоз карт из-за границы вскоре забылся, и уже к середине 19 века страна вновь наполняется заграничными картами, в огромном количестве привозимыми из различных стран Западной Европы.
Игра в «дурачки»
«И старый барин здесь живал;
Со мной, бывало, в воскресенье,
Здесь под окном, надев очки,
Играть изволил в дурачки».
— Пушкин, «Евгений Онегин». 1823—1830 годы
Со мной, бывало, в воскресенье,
Здесь под окном, надев очки,
Играть изволил в дурачки».
— Пушкин, «Евгений Онегин». 1823—1830 годы
Во время русско-французской войны 1812 года становится популярной русская карточная игра «дурак». Призывники Императорской армии были отнюдь не прочь скоротать время за картишками, а после окончания войны, разойдясь по своим селениям, распространили игру по всей стране.
В то время «дурак» был одним из самых распространённых ругательств в стране. В этом и заключался весь интерес игры — оставить в «дураках». Игра сочетала в себе крайне простые и понятные правила которые можно объяснить даже ребенку, высокий темп и простор для фантазии и тактики.
В течении следующего века «дурак» воспринимался как игра необразованных крестьян и промышленных рабочих, но после Октябрьской революции игра распространилась на многие социальные уровни и к середине 20 века стала самой популярной советской карточной игрой вытеснив заумный преферанс (в котором только терминов было более 120-ти).
Первоначально игра велась по довольно упрощённым правилам («простой дурак»). Однако позже появились также «подкидной» и «переводной» дураки. Это только увеличило популярность игры. Также появилась и особая разновидность игры, где пики бьются только пиками, а козыри всегда бубны («пики пиками», «вини винями», японский). А дальше появилось ещё около 80 разновидностей, отличающихся от остальных незначительными деталями. Далеко не у всех разновидностей можно назвать хотя бы дату создания.
Золотой век
В начале XIX века страну захлестнула уже карточный бум. Золотой век русской литературы совпал с золотым карточным. По словам князя Петра Вяземского, карты в русской жизни стали «одной из непреложных и неизбежных стихий».Значительно увеличивается число сортов карт. Появляются карты глазетные (для публики и отдельно для «Высочайшего двора»), атласные первого и второго сорта, иллюминованные золотом, золотообрезные, отборные и другие, а также карты различных размеров — путевые, пасьянсные, игрушечные и другие.
Появляется также большее число карт с самыми разнообразными изображениями фигур, в том числе и обучающие. В качестве примера можно назвать «Географические карты России», вышедшие в середине XIX столетия. Известны и карты с исторической тематикой, на которых, например, можно встретить изображения героев Отечественной войны 1812 года и другие.
Все это нашло отражение в русской литературе.
В «Пиковой даме» Пушкин описывает как «проведшего весь век за картами и нажившего некогда миллионы, выигрывая векселя и проигрывая чистые деньги» Чекалинский проходит «ряд великолепных комнат, наполненных учтивыми официантами. Несколько генералов и тайных советников играли в вист; молодые люди сидели, развалясь на штофных диванах, ели мороженое и курили трубки. В гостиной за длинным столом, около которого теснилось человек двадцать игроков, сидел хозяин и метал банк». Пушкин и сам любил поиграть в карты, и играл так увлеченно, что из оставленных им после себя долгов в 60 тысяч — более половины были карточными. После трагической гибели классика его карточные долги погасил сам Николай I.
Неоднократно обращаются к игре в карты и Гоголь, хотя сам Николай Васильевич в карты не играл. Вспомним, например, как героя «Мертвых душ», Манилов и Собакевич, при первом же знакомстве с Чичиковым «тут же ему всунули карту на вист, которую он принял с таким же вежливым поклоном. Они сели за зеленый стол и не вставали уже до ужина. Все разговоры совершенно прекратились».
Лермонтов в карты играл исключительно потому, что офицер не играть не мог, и переносил свои карточные фантазии на бумагу. В «Тамбовской казначейше" он описывает как старый казначей города Тамбова проигрался «дочиста».
... проиграл коляску, дрожки,
Трех лошадей, два хомута,
Всю мебель, женины сережки,
Короче все, все дочиста.
— Михаил Лермонтов, «Тамбовская казначейша». 1838
Трех лошадей, два хомута,
Всю мебель, женины сережки,
Короче все, все дочиста.
— Михаил Лермонтов, «Тамбовская казначейша». 1838
Но, пожалуй, самым страстным игроком «золотого века» был Лев Толстой, и проигрывавшийся чаще в пух и прах, и, бывало, выигрывавший немалые деньги, но игравший всегда безукоризненно честно. Однажды ему пришлось рассчитаться за карточный долг частью своего имения в Ясной Поляне, где он родился и рос. Поэтому и проигрыш героя «Войны и мир» — Николая Ростова 43 000 рублей Долохову описан с таким же знанием дела, как и то, с каким трудом семейство Ростовых выплачивало бретеру долг чести.