Интересное

Корабли Неми: невероятные фотографии двух римских кораблей

Поднятые со дна озера Неми в 1929 году, корабли были уничтожены пожаром во время Второй мировой войны в 1944 году.
Корабли Неми: невероятные фотографии двух римских кораблей
Корабли Неми - это два корабля, один крупнее другого, построенные во времена правления римского императора Калигулы в 37—54 гг. нашей эры на озере Неми. Корабли были затоплены при императоре Нероне или после его смерти, во время гражданских войн.

Хотя назначение кораблей достоверно не известно, исследователи предполагают, что они использовались для религиозных целей.

Более крупный корабль представлял собой сложный плавучий дворец, в котором было много мрамора, мозаичные полы, отопление, сантехника и другие удобства, такие как ванны. Оба корабля отличались технологией, которая, как считается, была разработана исторически намного позже. Утверждалось, что на императора оказали влияние роскошные образы жизни эллинистических правителей Сиракуз и Птолемеев Египта.

Корабли Неми: невероятные фотографии двух римских кораблей, которые были обнаружены спустя 2000 лет, и снова потеряны во время Второй мировой войны


Открытие


Местные рыбаки всегда знали о существовании затонувших судов, и даже, при помощи крюков, доставали небольшие артефакты для продажи туристам.

Всерьез изучением кораблей занялись лишь в 15 веке. В 1444 году кардинал Просперо Колонна, который интересовался археологией, узнал о их существовании. До этого всерьёз заняться изучением Неми было невозможно, так как озеро и окрестные земли принадлежали печально знаменитой династии Борджиа, пресекавшей подобные попытки.

Исследования кардинала Просперо Колонны принесли плоды. Совместно с итальянским ученым Леоном Баттиста Альбе́рти и при помощи ныряльщиков, удалось обнаружить, что на глубине 18,3 метра (60 футов)  действительно лежат останки огромного корабля, размером предположительно 71 метр в длину и 21 в ширину.


Поднятие на сушу


В 1446 году была предпринята попытка поднять корабль со дна, но глубина в 18 метров оказалась слишком велика. В итоге, при помощи веревок с крюками удалось лишь оторвать некоторые доски для дальнейшего изучения. Изучив артефакты Леоном Альбе́рти выяснил, что дерево из которого построен корабль было покрыто свинцовой оболочкой, что и позволило ему сохраниться на протяжении полтора тысячелетия.


Лишь в конце 19-го века, в 1895 году при поддержке Министерства образования Элисео Борги начал систематическое изучение места крушения и обнаружил, что на находятся два судна, а не одно как считалось ранее. Корабли были названы "Прима-неф" и "Секонда-неф".



Корабли Неми подняли на поверхность лишь к 30-м гг. XX века, когда итальянский диктатор Бенито Муссолини приказал инженеру Гвидо Учелли осушить озеро и восстановить корабли. Муссолини считал, что обязан возродить великую Римскую империю (Позже, в 1936 году, Муссолини получил титул «Его Превосходительство Бенито Муссолини, глава правительства, Дуче фашизма и основатель империи»). Поэтому древние артефакты и корабли должны были символизировать некую преемственность между Римской империей и новой империей фашистов.

В 1929 году вода из озера была откачана в окрестные долины и корабли были вытащены на берег при помощи военных и заключенных. Тем не менее, процесс восстановления судов продолжался вплоть до 1932 года.

Любопытно, что при осушении озера был найден античный канал-туннель, который существовал уже тысячи лет и использовался для сброса воды при наводнениях. Туннель протянулся на 1,6 км через склон холма к долине Арриция, откуда вода шла по дренажным канавам в море. Удивительно, что он сохранился спустя буквально тысячелетия. 


Конструкция


Реконструкция

Первое обнаруженное судно имело длину 70 метров (230 футов) с шириной луча 20 метров (66 футов). Корпус был разделен на три «активные» или основные секции. Надстройки, похоже, были сделаны из двух основных блоков по два здания в каждом, соединенных лестницей и коридорами, построенных на приподнятых частях палубы с обоих концов. Это распределение дает кораблю прерывистый вид и не имеет никакого сходства с любым другим древним сооружением.

Второе найденное судно было больше с длиной 73 метра (240 футов) и шириной 24 метра (79 футов). Надстройка, по-видимому, была построена с миделем основного корпуса, тяжелым зданием на корме и меньшим на носу. Seconda Nave содержал тщательно продуманное количество мрамора, мозаичных полов, отопления и сантехники.

Корабль Неми
Корабль Неми

Корпуса судов хорошо сохранились. Оба судна были построены с использованием метода Витрувиана, первой конструкции, используемой римлянами. Управлялись суда рулевыми веслами длиной 11,3 метра (37 футов), которых было 4 на большем судне, и 2 на меньшем. Малое судно передвигалось на буксировке за большим или за лодками с гребцами. На кораблях были установлены мраморные колонны, суда были украшены барельефами и мозаичными полами, имелся водопровод. Использовались они скорее всего как плавучие храмы. Среди обломков была найдена свинцовая труба с надписью «Собственность Гая Цезаря Августа Германика», так звучало имя Калигулы, которому приписывается строительство кораблей.


Пожар


Корабли были уничтожены пожаром во время Второй мировой войны в ночь на 31 мая 1944 года. Несколько снарядов армии США попали в музей около 8 часов вечера, нанеся небольшой урон, но заставив немецкую артиллерию покинуть этот район. Примерно через два часа из музея был виден дым.

Только бронза, несколько обугленных древесных пород и некоторые материалы, хранящиеся в Риме, пережили пожар. Из-за разрушения исследования фактически прекратились до 1980-х годов. Музей был отреставрирован и вновь открыт в 1953 году. На корабельной верфи Неаполя были построены макеты кораблей в масштабе 1 к 5.