Корабли Неми: невероятная история двух римских кораблей

Корабли Неми — два корабля, один крупнее другого, построенные во времена правления римского императора Калигулы в 37—54 гг. нашей эры на озере Неми. Корабли были затоплены при императоре Нероне или после его смерти, во время гражданских войн.

Долгое время считалось, что корабли использовались для развлечений императора, однако сейчас исследователи предполагают, что они использовались для религиозных целей.

Более крупный корабль представлял собой сложный плавучий дворец, в котором было много мрамора, мозаичные полы, отопление, сантехника и другие удобства, такие как ванны. Оба корабля отличались технологией, которая, как считается, была разработана исторически намного позже. Утверждалось, что на императора оказали влияние роскошные образы жизни эллинистических правителей Сиракуз и Птолемеев Египта.

Корабли Неми: невероятные фотографии двух римских кораблей, которые были обнаружены спустя 2000 лет, и снова потеряны во время Второй мировой войны


Открытие

Озеро Неми вулканического происхождения расположено примерно в 30 км к югу от Рима, на Альбанских холмах. Этот район был заселен с доисторических времен, а в римские времена здесь находился храм Дианы Арицины, важный и популярный религиозный и политический центр.

Хотя ни один автор Древнего Рима не упоминал императорские корабли на озере Неми, легенда о том что на дне озера покоятся огромные корабли полные сокровищ предовалась из поколения в поколение. Местные рыбаки знали о существовании затонувших судов, и даже, при помощи крюков, доставали небольшие артефакты для продажи туристам.

Всерьез изучением кораблей занялись лишь в 15 веке. В 1444 году кардинал Просперо Колонна, который интересовался археологией, узнал о их существовании. До этого всерьёз заняться изучением Неми было невозможно, так как озеро и окрестные земли принадлежали печально знаменитой династии Борджиа, пресекавшей подобные попытки.

Исследования кардинала Просперо Колонны принесли плоды. Совместно с итальянским ученым Леоном Баттиста Альбе́рти и при помощи ныряльщиков, удалось обнаружить, что на глубине 18,3 метра (60 футов) действительно лежат останки огромного корабля, размером предположительно 71 метр в длину и 21 в ширину.

Деревянный якорь со свинцовым блоком
Деревянный якорь со свинцовым блоком с одного из кораблей

Поднятие на сушу

В 1446 году была предпринята попытка поднять корабль со дна, но глубина в 18 метров оказалась слишком велика. В итоге, при помощи веревок с крюками которые опускались с плавучей платформы удалось лишь оторвать некоторые доски для дальнейшего изучения. Изучив артефакты Леоном Альбе́рти выяснил, что дерево из которого построен корабль было покрыто свинцовой оболочкой, что и позволило ему сохраниться на протяжении полтора тысячелетия.

Спустя четыре века, 10 сентября 1827 года рыцарь Аннесио Фускони при помощи водолазно колокола Галлея, снабженного воздушным насосом, достигает затонувших кораблей. Он сумел поднять содна множество артефактов, включая мрамор, мозаику, фрагменты металлических колонн, кирпичи, гвозди и куски дерева, которые впоследствии были распроданны на сувениры. Фускони опубликовал результаты своей работы в сборнике с любопытным названием «Археолого-гидравлическое воспоминание о корабле императора Тиберия», изданном в Риме в 1839 году.

Лишь в конце 19-го века, в 1895 году при поддержке Министерства образования Элисео Борги начал систематическое изучение места крушения и обнаружил, что на находятся два судна, а не одно как считалось ранее. Корабли были названы "Прима-неф" и "Секонда-неф".


Корабли Неми подняли на поверхность лишь к 30-м гг. XX века, когда итальянский диктатор Бенито Муссолини приказал инженеру Гвидо Учелли осушить озеро и восстановить корабли. Муссолини считал, что обязан возродить великую Римскую империю (позже, в 1936 году, Муссолини получил титул «Его Превосходительство Бенито Муссолини, глава правительства, Дуче фашизма и основатель империи»). Поэтому древние артефакты и корабли должны были символизировать некую преемственность между Римской империей и новой империей фашистов.

Бенито Муссолини наблюдает за откачкой воды из озера Неми. 20 октября 1928 года.
Электронасосы установленные на плавучей платформе откачивают воду из озера

В 1929 году вода из озера была откачана в окрестные долины и корабли были вытащены на берег при помощи военных и заключенных. Тем не менее, процесс восстановления судов продолжался вплоть до 1932 года.

20 октября 1928 года началась откачка воды из озера при помощи электронасосов. На 31 декабря добыто около 5 миллионов кубометров воды, что составляет лишь половину того, что нужно для выхода кормы первого корабля. В марте вторая насосная станция была установлена на четыре метра ниже первой. 28 марта 1929 года самые высокие сооружения первого корабля всплыли на поверхность, а с апреля из-за продолжающихся оползней электронасосы установили на плавучем понтоне, соединенном с берегом гибкими трубами.

Откачка воды заняла больше года. 7 сентября, когда уровень воды опустился на добрые двадцать два метра, первый корабль оказался полностью на поверхности, а в конце января 1930 года всплыл и второй. 

Открытие музея Неми в присутствии Бенито Муссолини
Торжественное открытие музея Неми в присутствии Бенито Муссолини и министра национального образования Джузеппе Боттаи. 21 апреля 1940 г.

Впоследствии был построен Музей римских кораблей по проекту архитектора Витторио Баллио Морпурго. В 1935 году в здание было отбуксировано первое судно; второе судно разместилось в музее 20 января 1936 года. Только после этого был завершен фасад музея, который был открыт 21 апреля 1940 года.

Любопытно, что при осушении озера был найден античный канал-туннель, который существовал уже тысячи лет и использовался для сброса воды при наводнениях. Туннель протянулся на 1,6 км через склон холма к долине Арриция, откуда вода шла по дренажным канавам в море. Удивительно, что он сохранился спустя буквально тысячелетия. 


Конструкция

Реконструкция

Первое обнаруженное судно имело длину 70 метров (230 футов) с шириной луча 20 метров (66 футов). Корпус был разделен на три «активные» или основные секции. Надстройки, похоже, были сделаны из двух основных блоков по два здания в каждом, соединенных лестницей и коридорами, построенных на приподнятых частях палубы с обоих концов. Это распределение дает кораблю прерывистый вид и не имеет никакого сходства с любым другим древним сооружением.

Второе найденное судно было больше с длиной 73 метра (240 футов) и шириной 24 метра (79 футов). Надстройка, по-видимому, была построена с миделем основного корпуса, тяжелым зданием на корме и меньшим на носу. Seconda Nave содержал тщательно продуманное количество мрамора, мозаичных полов, отопления и сантехники.

Корабль Неми

Корпуса судов хорошо сохранились. Оба судна были построены с использованием метода Витрувиана, первой конструкции, используемой римлянами. На судах использовалась древесина сосны, ели и дуба. Внешняя часть корпуса была покрыта шерстяной тканью, пропитанной непроницаемыми веществами, а затем покрыта свинцовыми листами, удерживаемыми толстыми гвоздями.

Управлялись суда рулевыми веслами длиной 11,3 метра (37 футов), которых было 4 на большем судне, и 2 на меньшем. Малое судно передвигалось на буксировке за большим или за лодками с гребцами. На кораблях были установлены мраморные колонны, суда были украшены барельефами и мозаичными полами, имелся водопровод. Использовались они скорее всего как плавучие храмы. Среди обломков была найдена свинцовая труба с надписью «Собственность Гая Цезаря Августа Германика», так звучало имя Калигулы, которому приписывается строительство кораблей.

Первый корабль установленн на рельсы

Пожар

Корабли были уничтожены пожаром во время Второй мировой войны в ночь на 31 мая 1944 года. Несколько снарядов армии США попали в музей около 8 часов вечера, нанеся небольшой урон, но заставив немецкую артиллерию покинуть этот район. Примерно через два часа из музея был виден дым.

Только бронза, несколько обугленных древесных пород и некоторые материалы, хранящиеся в Риме, пережили пожар. Из-за разрушения исследования фактически прекратились до 1980-х годов. Музей был отреставрирован и вновь открыт в 1953 году. На корабельной верфи Неаполя были построены макеты кораблей в масштабе 1 к 5.

Museo delle Navi, Nemi, Roma

Фактически, Корабельный музей Неми представляет собой двойной бетонный ангар точно по размеру для двух кораблей, длина которых составляет около 80 метров.

Бронзовый декоративный элемент в виде головы льва, держащего в зубах кольцо.