СССР 20 век Интересное

Матиас Руст и его "Сессна–172Б" на Красной Площади, 1987 год

28 мая 1987 года 18–летний немец Матиас Руст приземлился на взятом в аренду мини-самолете "Сессна–172Б Скайхок" на Красной Площади в центре Москвы.
Матиас Руст и его "Сессна–172Б" на Красной Площади, 1987 год
Матиас Руст известен тем, что в 1987 году, на легкомоторном самолете Сессна, совершил незаконный перелет из Гамбурга (север Германии) в Москву, и чудом уйдя от систем ПВО СССР приземлился прямо на красной площади. Самое удивительное, что произошло это 28 мая, в День пограничных войск СССР.

Самолет "Сессна–172Б Скайхок" Матиаса Руста возле Собора Василия Блаженного на Красной Площади, 1987 год
Самолет "Сессна–172Б Скайхок" Матиаса Руста возле Собора Василия Блаженного на Красной Площади, 1987 год

В советских газетах его полёт был представлен как провал системы ПВО страны (хотя, стоит учитывать, что они не были рассчитаны на такие маленькие самолеты, да и сбивать гражданское судно не предстовляющее угрозы было черевато международным скандалом), а в народе стали стали ходить соответствующие анекдоты и шутки:

  • Так, появился анекдот о двух летчиках на Красной площади, один из которых просит закурить, на что получает ответ: «Ты что?! На аэродроме курить нельзя!»
  • Другой анекдот: на Красной площади собралась толпа народа с вещами. На вопрос: «Что это вы здесь делаете?», следует ответ: «Ждем самолет из Гамбурга!»
  • Или, возле фонтана Большого театра выставили милицейский пост. - «Зачем?» - «А вдруг американская подводная лодка всплывает?»
  • Остряки стали именовать Красную площадь не иначе как «Шереметьево-3». 
  • Евгений Евтушенко в одном из стихотворений назвал Матиаса Руста «нахальным аэрокурёнком».

Кто такой Матиас Руст

Не смотря на то, что Руст воспринимался как "безбашенный мажор", он был парнем из простой немецкой семьи. Его отец Карл-Хайнц Руст работал инженером-электриком в концерне AEG. Мечтать о полетах мальчик стал с 5 лет, когда отец впервые привёл его на аэродром, а в 1986 году получил лицензию пилота.

Как это было

13 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из аэропорта города Итерзен на лёгком самолёте «Цессна-172 Скайхок» (бортовой номер D-ECJB), арендованном им в своём аэроклубе. Для того, что бы преодолеть намеченный путь Руст установил вместо второго ряда сидений дополнительные топливные баки. В пути, он ориентировался по магнитному компасу и заранее намеченным объектам — Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожному пути Ржев — Москва.

Маршрут перелёта Матиаса Руста
Маршрут перелёта Матиаса Руста

Через пять часов полёта над Северным морем он приземлился на одном из аэродромов Шетландских островов.

На следующий день Руст вылетел в Вагар (Фарерские острова).

15 мая Руст совершил перелёт в Кеблавик (Исландия), где посетил Хёвди — место проведения встречи Рейгана и Горбачева в октябре 1986 года.

22 мая Руст вылетел в Берген (Норвегия), оттуда 25 мая — в Хельсинки (Финляндия). Теперь, преодолев почти 2600 миль из Гамбурга, он почувствовал, что имеет достаточно навыков для достижения главной цели. Однако сомнения в своей способности выдержать нервное напряжение не оставляли. Он постоянно колебался: «Да, я должен это сделать» — «Нет, это безумие».

Утром 28 мая он приехал в аэропорт, заправил «Ссессну», проверил погоду и подал диспетчерской службе план двухчасового полёта на юго-запад, в Стокгольм. По его словам, это был альтернативный маршрут на случай, если он струсит.

В 12:21 28 мая Руст взлетел. Через 20 минут, в районе города Нуммела, его самолёт вышел из зоны управления аэропорта.

Без вести пропавший

Первые 20 минут Руст летел строго по маршруту, но затем произвел резкий разворот в сторону советской границы (к береговой линии Балтийского моря ), и примерно в 13:00, выключив радиостанцию, он пропал со связи с диспетчером около Сипоо.

Причем пилот действовал по всем правилам военной науки, снизившись до 80-100 метров, чтобы как можно дольше быть невидимым для советских РЛС ПВО. И подозрительно случайно его путь совпадал с авиатрассой гражданских лайнеров.

Диспетчеры запустили поисково-спасательную операцию. Финские спасатели обнаружили в последней точке: где самолет Руста пропал с радаров – масляное пятно на воде. Спасатели сделали вывод, что «легкомоторник» разбился, и даже вызвали водолазов для поиска обломков. Откуда взялось то пятно, до сих пор остается загадкой, но оно обрубило за Рустом возможный «хвост».

Пока финские спасатели искали Руста в море, он пересек границу СССР в районе Кохтла-Ярве (Эстония) над Финским заливом и взял курс на Москву.

Позже Матиасу Русту предъявят счёт за ложную спасательную тревогу на сумму более ста тысяч долларов.

Номер 8255 

Нельзя сказать, чтобы самолет остался незамеченным. Радиотехнические подразделения ПВО, дислоцированные в районе Скрунды, обнаружили его в 14:10. Не отвечавшему на позывные «свой-чужой», был присвоен номер 8255.

Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, но команды на уничтожение не получали. В воздух поднимались дежурные звенья МиГ-21, МиГ-23 с аэродромов Тапа, Андреаполь, Хотилово и Бежецк.

В районе города Гдов его обнаружили визуально — в 14:29 лётчики доложили, что в разрыве облаков наблюдают «спортивный самолет типа Як-12 белого цвета с тёмной полосой вдоль фюзеляжа».

Самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями. Сделав несколько пролётов над ним и не получив чёткой команды по воздействию, лётчики просто возвращались на аэродром.

Череда случайностей

Вряд ли Руст мог знать, что в районе трех часов, когда он будет уже в районе Пскова, там будут проходить учебные полеты местного авиаполка. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку.

Ровно в 15.00 произошла замена кода системы госпознавания, при этом все летчики должны были одновременно сменить этот код. Но часть молодых «орлов» этого не сделали и система сделала их «чужими». В этой «каше из самолетов» один из командиров, не разобравшись в ситуации, автоматически присвоил всем истребителям признак «я-свой». Среди самолетов оказалась и «Цессна» Руста. Таким образом, свой дальнейший путь Руст совершил с советской воздушной пропиской.

Вторичную легализацию Руст получил вблизи Торжка, где велись спасательные работы после столкновения двух наших самолетов – немецкую тихоходную «Цессну» приняли за поисковый советский вертолет.

К 17.40 самолет Руста уже находился в зоне московского аэроузла. В аэропорту Шереметьево забили тревогу и даже закрыли прием и вылет гражданских авиалайнеров. Кстати, в прессе чуть позже активно муссировались слухи о сговоре руководства аэропорта Шереметьево и Руста. Но они не подтверждены.

На радиозапросы гражданского аэропорта Руст не отвечал, а когда поняли, что гражданские сами не справятся, устраивать погоню с истребителями в небе Москвы было уже поздно.


Посадка на Красной площади



В 18:30 Руст подлетел к Москве.

Он предполагал сесть непосредственно в Кремле или на Красной площади, но это оказалось невозможно. После трех неудачных попыток сесть на брусчатку Красной площади Руст засёк цикл работы светофора на Большом Москворецком мосту.

Сотрудники ГАИ в последний момент успели включить светофоры, чтобы избежать катастрофы. Он смог посадить «Сессну» в просвет между нитями троллейбусных электросетей с запасом менее метра.

Матиас Руст приземляется на Красной площади
Матиас Руст приземляется на Красной площади

Снизившись над улицей Большая Ордынка, его самолёт, едва не задевая крыши автомобилей, сел на мост и накатом доехал до Собора Василия Блаженного.


В 19:10 28 мая 1987 года Руст вышел из самолёта и в течении 10 минут раздавал автографы, пока его арестовали.


Последствия для Руста

Выдвигались версии и о том, что полет Матиаса Руста была кцией иностранных спецслужб, однако следственный отдел КГБ СССР посчитал, что полет был следствием неуравновешенного характера Руста. По другой версии, эту акцию организовал сам Горбачев для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова.

В итоге, Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. И хотя Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру», 4 сентября 1987 года Руста приговорили к четырём годам лишения свободы.

Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру»
Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру»
Матиас Руст во время суда. Сентябрь 1987 года
Матиас Руст во время суда, сентябрь 1987
Матиас Руст на суде. Сентябрь 1987 года
Матиас Руст на суде. Сентябрь 1987 года
4 сентября 1987 года Руста приговорили к четырём годам лишения свободы
4 сентября 1987 года Руста приговорили к четырём годам лишения свободы

Матиас Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня, и осле того как Андрей Громыко, в то время председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии, вернулся в ФРГ 3 августа 1988 года.

После возвращения в Германию Руста лишили лицензии пилота, а также предъявили счёт за ложную спасательную тревогу на сумму более ста тысяч долларов.

Самолёт Руста в Немецком техническом музее
С 2008 года самолёт Руста выставляется в фойе Немецкого технического музея

Самолётом Руста до 2008 года владел богатый японский бизнесмен (о том, каким образом самолёт оказался у него во владении, неизвестно). Он держал «Цессну» в ангаре, надеясь, что со временем её стоимость вырастет. В 2008 году самолёт был куплен Немецким техническим музеем, где в настоящее время выставляется в фойе.

Дальнейшая жизнь

Спустя год после возвращения в Германию Руст снова попал на скамью подсудимых, но на этот раз самолеты были не при чем. В ноябре 1989 года, проходя альтернативную службу в больнице в Риссене, он ударил ножом медсестру за отказ пойти с ним на свидание. В 1991 году он был приговорён к 4 годам лишения свободы, но был освобождён спустя всего 15 месяцев. Торговал обувью, жертвуя деньги детскому дому.

В 1994 году Руст снова побывал в России, 3 недели безуспешно пытаясь встретиться с Горбачёвым.

Долгое время Руст жил на Тринидаде. В 1997 году обратился в индуизм и женился на индийской девушке по имени Гита, дочери богатого торговца чаем из Бомбея. После бракосочетания Руст вернулся с женой в Германию.

В апреле 2001 года Руст предстал перед судом по обвинению в краже кашемирового свитера в универмаге. Приговорён к штрафу в размере 10 000 немецких марок, который впоследствии был уменьшен до 600 марок.

Спустя 20 лет после знаменитого полета, в 2007 году, сам Руст объяснил свои мотивы следующим образом:

    Тогда я был полон надежд. Я верил, что возможно всё. Мой полёт должен был создать воображаемый мост между Востоком и Западом..


Зарабатывал на жизнь игрой в покер, а также, по его словам, сказанным в 2012 году, преподаванием йоги и аналитикой для инвестиционного банка.

Мемуары Руста были опубликованы в 2012 году, к 25-летнему юбилею его знаменитого перелёта.

Матиас Руст и его арендованная «Сессна-172 Скайхок» на Красной площади в Москве
Матиас Руст и его арендованная «Сессна-172 Скайхок» на Красной площади в Москве

Последствия для СССР


В советских газетах его полёт был представлен как провал системы ПВО страны. При этом не учитывалось, что система ПВО предназначалась для отражения нападения с воздуха или из космоса, способного нанести урон общегосударственного масштаба.

Задача противодействия в мирное время воздушным хулиганам на легкомоторных аппаратах, летящих на малых высотах, непосильна для экономики государства, имеющего протяжённость границ более 60 тыс. км.

По словам Маршала Советского Союза Д. Т. Язова, войска ПВО вели «Сессну» до Москвы и не пресекали полёт, потому что после уничтожения южнокорейского лайнера получили распоряжение гражданские самолёты не сбивать. Кроме того, в соответствии с Чикагской конвенцией, участником которой являлся СССР, при нарушении воздушного пространства лёгкомоторными спортивными самолётами их можно было только принуждать к посадке, что гораздо сложнее, чем уничтожить.

Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил. Должности потеряли еще свыше 300 офицеров.

Вместо них он назначил людей, поддерживавших его политический курс, хотя один из них — новый министр обороны Дмитрий Язов — впоследствии участвовал в путче против Горбачёва.

Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность в мае 1987 года (за несколько дней до события), получил выговор, но должность сохранил.

Наиболее цитируемая оценка последствий полёта Руста для советских Вооружённых Сил дана американским специалистом по национальной безопасности Вильямом Одомом:

«После пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году».