Литература

«Ревизор»: история знаменитого произведения

Гоголь написал «Ревизора» всего за три месяца, но продолжал работать над комедией в течении семнадцати лет.
«Ревизор»: история знаменитого произведения
Пьеса «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя увидевшая свет в 1836 году была произведением абсолютно новаторским. В ней было необычным буквально все: от единой реплики начинающей и заканчивающей произведение, до отсутствия традиционной любовной линии.

Не менее удивительным было и то, что в комедии отсутствуют нет второстепенных сюжетных линий. Все действующие лица завязаны в одном динамичном конфликте, и среди них нет ни одного положительного персонажа. Когда писателя упрекали в этом, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» – смех.

В пьесе Гоголь затронул масштабный пласт российской действительности: государственная власть, медицина, суд, образование, почтовое ведомство, полиция, купечество.

Первая версия «Ревизора» была написана всего за три месяца, но Гоголь продолжал работать на комедией в течении последующих семнадцати лет.

Стоит отметить, что сама тема комедии была не нова. За год до премьеры «Ревизора» на ту же тему был опубликован сатирический роман А. Ф. Вельтмана «Неистовый Роланд». Ещё ранее начала ходить в рукописи написанная в 1827 году комедия «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» Г. Ф. Квиткой-Основьяненко.


История создания


Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 года, а уже в январе 1836 года читал комедию своим коллегам по перу на утре у поэта Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были Пушкин, Тургенев, Вяземский и многие другие. Тургенев вспоминал о том вечере:

    ...читал Гоголь превосходно…, поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет — есть ли тут слушатели и что они думают. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый, и как бы вернее передать собственное впечатление.
   — И.С. Тургенев


Как ни странно, но к «Ревизору» приложил руку и Пушкин. Традиционно считается, что именно он подсказал Гоголю тему для сюжета. В своем письме, от 7 октября 1835 года, Гоголь спрашивает у Пушкина мнение о «Женитьбе», и за одно просит его подсказать сюжет для комедии:

«... хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами… Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта. Ум и желудок мой оба голодают. »
   — Из письма Н.В. Гоголя от 7 октября 1835 года. СПб

Пушкин рассказал ему историю о Павле Петровиче Свиньине, который во время поездки в Бессарабию стал выдавать себя за очень важное и значительное лицо, за петербургского чиновника, а остановлен был лишь тогда, когда стал брать прошения.

Подтверждением этому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба:

«Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжна Новгородской губернии (сейчас — Вологодской области) — о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей». 

По другой версии, также описанной В. Соллогубом, за ревизора самого Пушкина 2 сентября 1833 года принял нижегородский генерал-губернатор Бутурлин, когда Александр Сергеевич прибыл в Нижний Новгород для сбора материалов о пугачёвском бунте.

Во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу.


Первый вариант комедии был написан довольно быстро, этому свидетельствует письмо Гоголя к Погодину, от 6 декабря 1835 года, в котором писатель говорит о завершении первых двух черновых редакций «Ревизора».

В январе 1836 года Гоголь читал комедию своим коллегам по перу на утре у поэта Жуковского, а 13 марта 1836 года цензор, историк литературы А. В. Никитенко допустил «Ревизора» к печати.

Сам Гоголь так отзывался о своей работе:

    В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.

Премьера

Сценическая судьба пьесы сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как Жуковский сумел убедить лично императора, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».

Премьера комедии «Ревизор» состоялась 19 апреля [1 мая] 1836 года в Александринском театре (Петербург). В зале присутствовал сам Николай I. После премьеры «Ревизора» император заявил:

«Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!».
— Николай I, после премьеры «Ревизора» 

Императору постановка очень понравилась, что, вероятно, благотворно сказалось на цензурной судьбе произведения. Хотя комедия поначалу была запрещена, но после апелляции получила высочайшее дозволение к постановке на российской сцене.

Государь император с наследником внезапно изволил присутствовать и был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души. Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество.
— Из дневника А. И. Храповицкого (инспектора репертуара русской драматической труппы)

Сам же Гоголь был разочарован петербургской постановкой комедии и отказался принимать участие в подготовке московской премьеры. Особенно автор был недоволен игрой Николая Осиповича Дюром - исполнителем роли Хлестакова (псевдо-ревизора). После премьеры в Петербурге Гоголь писал:

«Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков. Хлестаков сделался чем-то вроде… целой шеренги водевильных шалунов…»
    — Н.В. Гоголь

Первые представления шли в первой редакции 1836 года. Профессии театрального режиссёра ещё не существовало, постановками занималась дирекция Императорских театров, сам автор, но интерпретация роли всё же более всего зависела от исполнителей.


25 мая 1836 года состоялась московская премьера «Ревизора». Представление должно было состояться в Большом театре, но под предлогом ремонта спектакль дали на следующий день в Малом. Гоголь на московскую премьеру не явился.

Несмотря на отсутствие автора и полное равнодушие дирекции театра к премьерной постановке, спектакль прошёл с огромным успехом.

Гоголь писал М. С. Щепкину после обеих премьер комедии:

«Действие, произведённое ею [пьесой «Ревизор»], было большое и шумное. Всё против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия».
    — Собр. соч., т. 6, 1950, стр. 232.

Вторая редакция

После первого представления «Ревизора» Гоголь понял, что предстоит еще многое поменять. Эти самые изменения и вошли во второе издание.

26 июля 1841 года было получено цензурное разрешение на второе издание произведения. Уже осенью, как и хотел сам автор «Ревизора», комедия поступила в продажу.

Исправлены были, прежде всего, сцены встречи чиновников с Хлестаковым в начале четвертого акта, они стали более естественными и энергичными. Например, в первом явлении этого действия произошла замена сцены, где Хлестаков один, на сцену разговора чиновников о том, как лучше дать взятку Хлестакову.

В «Отрывке из письма…» Николай Васильевич писал:

«Теперь, кажется, вышло немного сильнее, по крайней мере, естественнее и более идет к делу. Но у меня нет сил хлопотать о включении этого отрывка в пиесу. Я устал; и как вспомню, что для этого нужно ездить, просить и кланяться, то бог с ним, — пусть лучше при втором издании или возобновлении «Ревизора».». 
   — Из письма Н.В. Гоголя «писанного» после первого представления «Ревизора»

Уже после этих изменений Гоголь понимает, что его работа над «Ревизором» еще не закончена. И осенью 1842 года писатель снова шлифует пьесу целиком.


До 1870 в Александринском театре и до 1882 в Малом пьеса шла в первоначальной редакции, позже — в редакции 1842.


Интересно, что впервой редакции пьесы была маленькая роль полицейского, на которую в самой первой постановке был назначен актёр (по другим источникам — монтировщик сцены) по фамилии Прохоров. Этот человек злоупотреблял алкоголем, так что во время репетиций когда дело доходило до его выхода на вопрос «А где Прохоров?» постоянно звучал ответ «Прохоров пьян». В конце концов Гоголю это надоело, и он вычеркнул из пьесы всю эту роль, оставив вместо неё только диалог:

    ГОРОДНИЧИЙ. А Прохоров пьян?
    ЧАСТНЫЙ ПРИСТАВ. Пьян.


В общей сложности над текстом «Ревизора» Николай Васильевич работал около 17 лет. Ориентировочно за год до собственной смерти писатель прочитал корректуры IV тома Полного собрания собственных сочинений, где были напечатаны как предварительные редакции его комедии, так и печатные версии «Ревизора», и, дойдя до одной из самых заключительных реплик четвертого действия сего произведения, внес некоторые, весьма существенные изменения.

Издания

Всего Гоголем было написано два неокончательных варианта комедии, две редакции - первая и вторая. При жизни Н. В. Гоголя было напечатано три издания «Ревизора»:

  1. Первое издание. «Ревизор». Комедия в пяти действиях, соч. Н. В. Гоголя. СПб., 1836.
  2. Второе, исправленное, с приложениями. «Ревизор», комедия в пяти действиях, соч. Н. Гоголя. СПб.,1841.
  3. Третье издание. Соч. Николая Гоголя, т. IV. СПб., 1842, стр. 1- 216, «Ревизор» и приложения.

В 1855 году, спустя год после смерти Гоголя, вышло четвертое издание «Ревизора» включающее исправленные самим драматургом в 1851 году корректуры.

Постановки в Российской империи

  • 19 апреля [1 мая] 1836 года — Александринский театр (Петербургская премьера)
  • 25 мая 1836 года — Малый театр (Московская премьера)
  • 14 апреля 1860 года — «Ревизор» был поставлен кружком писателей в Петербурге в пользу «Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным». Примечательно, что в постановке принимали участие не профессиональные актёры, а профессиональные литераторы.
  • 1872 — Народный театр на Политехнической выставке в Москве
  • 1882 — Театр Корша
  • 1896 — пьеса впервые поставлена на азербайджанской сцене любительской труппой из «Нариманова читальни», первой общедоступной библиотеки-читальни, созданной в 1894 году в Баку. Ввиду отсутствия актрис женские роли исполняли мужчины.
  • 18 декабря 1908 — МХТ (реж. Станиславский, Немирович-Данченко и Москвин)

Первые зарубежные постановки

  •     Париж — «Порт-Сен-Мартен» (1853), театр «Эвр» (1898), театр «Режан» (1907), Театр Елисейских полей (1925), театр «Ателье» (1948); Лейпцигский театр (1857)
  •     Берлин — Придворный театр (1895), «Шиллер-театр» (1902, 1908), Нем. театр (1907, 1950. 1952);
  •     Прага — Временный театр (1865), Национальный театр (1937), Реалистический театр (1951)
  •     Белград — Королевский театр (1870, 1889), Краковский театр (1870);
  •     Вена — «Бургтеатр» (1887, 1894), «Йозефштадттеатр» (1904), Свободный театр (1907), театр «Скала» (1951). «Фолькстеатр» (1957);
  •     Брюссель — «Нуво театр» (1897), Королевский театр (1899);
  •     Дрезден — Придворный театр (1897), Шведский театр, Гельсингфорс (1903);
  •     Лондон — «Стейдж театр» (1906), «Барнс театр» (1926);
  •     Варшавская филармония (1907)
Боклевский К.П. – « …к нам едет ревизор»
Боклевский К.П. – « …к нам едет ревизор». Раскрашено при помощи компьютерного зрения от Mail.ru