Урал-батыр. Подвиги «башкирского Геракла»

В башкирской мифологии есть герой-первопредок Урал-батыр или Урал. Подобно Гераклу он путешествует по свету и совершает подвиги во имя добра. При этом, Урал не является богом хотя и обладает мифическими способностями. Так, в своем последнем бою он выпивает целое озеро вместе со своими врагами, но в следствии этого погибает и сам.

Урал-батыр
Урал-батыр. Художник: Нагаев Рамиль Рафкатович. Источник: artageless.com

Из тела Урал-батыра созданы Уральские горы, а нефть добываемая в этих краях образовалась из пролитой крови Урала. Да и луну создал Урал-батыр уничтожив лишнее Солнце.

Семья у героя тоже была необычная. Брат — главный злодей и враг Урала. Супруга — девушка-лебедь Хумай.

Потомки Урала - дети Идель, Нугуш, Яик и племянник Хакмар (сын брата и главного врага Шульгена, который узнав о предательстве отца попросил Урала стать ему отцом), также стали героями трудившимиса на благо башкирского народа. Их именами теперь называются главные реки Южного Урала: Агидель, Нугуш, Яик, Сакмара.

Волшебный конь Урала — Акбузат, если в огонь попадет – не сгорит, в воду войдет – не утонет, ударом копыта он горы сокрушает и моря рассекает. Он на небе родился, а когда скачет по земле, буря поднимается такая, что камни и скалы обрушиваются, вода в реках вспенивается.

Легенда о Урал-батыре

Давным-давно жили на свете старик со старухой, и было у них два сына. Старшего звали Шульген а младшего – Урал. Когда сыновья выросли, отец отправил их на поиски «живой воды», а вместо коней, он дал сыновьям по льву.

Благородный Урал Батыр, уступил безопасный путь старшему брату, а сам направился по дороге, на которой на каждом шагу его подстерегает смерть. Но даже следуя безопасной дорогой Шульген не справился с соблазнами и перешел на сторону зла выпив кровь наделяющую человека силой. После этого Шульген становится одним из главных злодеев и врагов Урала.

Урал-батыр же сумел исполнить поручение отца и сохранить чистое сердце. С многими злодеями приходилось сражаться Урал-батыру. Он сражался с огромным быком а после с четырьмя лучшими воинами кровожадного царя Катилы. Победил царя змей Кахкаху. Сражался со злыми дивами (человекоподобные существа, имеющие вид великанов; служители Шульгена) и их предводителем Азракой.

Сражение с быком

Однажды кровожадный царь Катилла угнетающий народ послал против Урала огромного быка, но тот не мог противостоять силе героя. Человеческим голосом бык угрожает Уралу поднять его на рога и носить до тех пор, пока богатырь не превратится в прах, который развеет ветер. Но не тут-то было.

В схватке Урал согнул быку, выбил верхний зуб и разорвал копыта. С тех пор у быков кривые рога, не растет передний зуб и разделенные на две половины копыта.

Помилованный Урал-батыром бык привел свое стадо на Урал, и оно с тех пор служит людям.

Схватка Урал-Батыра с быком
Схватка с быком. Художник: Нагаев Рамиль Рафкатович. Источник: artageless.com

Победа над Катилой

После встречи с быком Уралу предстоит сразиться с четырьмя самыми сильными воинами Катиллы, косматыми страшными «как медведи». Но и они оказываются бессильными против героя: «Урал вступил в бой – и, казалось, земля затряслась; он разбросал врагов с такой силой, что они «в муку-толокно превратились и исчезли из глаз».

После победы над воинами Урал-батыр женился на дочери Катила и продолжил свой путь.

Победа над царем змеев Кахкахой

Еще одним врагом Урал-батыра был змей Кахкаха и его приспешники – фантастические многоголовые змеи и огромный змей-оборотень Заркум который обладает способностью принимать облик человека.

Кахкаха сильный противник («плюнет на камень» – камень, «как вода, закипает», «плюнет на гору – гора расплавится, водой станет», «вода потечет и тут же… сверкающим озером станет»), но Урал смело расправился с ним.

После этого он освобождает заточенных в темницу батыров и девушек-красавиц. Затем Урал разрубает на мелкие части шестиголового змея, извлекает из его сердца золотой ключ от двореца тайн где находится волшебный посох, с которым «в воду попадешь – не утонешь», «в огонь войдешь – не сгоришь», «захочешь стать невидимым – ни одна душа тебя не увидит».

После победы над Кахкахой Урал женится на освобождённой им девушке по имени Гулистан и отправляется дальше.

Победа над дивом Азракой


В бою с главным дивом (человекоподобные существа, имеющие вид великанов) Арзаку, Урал срубил его голову алмазнм мечом. Огромное тело дива упало с такой силой что весь мир содрогнулся, и на этом месте образовалась самая всокая гора - Большой Ямантау, что означает Большая плохая или Злая гора.

Девушка-лебедь Хумай (супруга Урал-батыя)
Девушка-лебедь Хумай (супруга Урал-батыя) . Художник: Нагаев Рамиль Рафкатович. Источник: artageless.com

Последний подвиг

Но главным и последним подвигом Урала стала победа над старшим братом Шульгеном, который похитил волшебный посохи пытается устроить всемирный потоп. Но Урал по маленькому клочку отвоевывает сушу для людей, и в конце концов исчезает безбрежное море, остаётся только небольшое озеро.

Терпя поражение Шульген вместе со своими дивами решает укрыться от брата в озере. Но это не остановила Урала - он решил выпить всю воду из озера. Долго пил Урал воду, но вместе с водой Урал глотал и злых дивов которые разорвали его сердце изнутри. Урал умирает, но вместе с ним гибнут и все злодеи.

Урал-батыр мог исцелиться и даже стать бессмертным выпив живой воды, но он не оставил себе ни капли, когда прыснул ею на природу и сказал, что никто кроме нее не должен жить вечно. Так он возродил землю истощенную злом, но сам пал в схватке со злом.

Кратко о эпосе

Подвиги Урал-батыра известны из одноименного башкирского эпоса «Урал-батыр». Считается, что он записан в 1910 году башкирским сказителем и собирателем фольклора М. Бурангуловым со слов «знатоков башкирской старины».

Первая полная публикация эпоса в 1972 году содержала неточности, в следствии советской практики искажения памятников народного творчества. Лишь в 2007 году впервые был опубликован оригинал текста «Урал-Батыра».

Впервые о глубокой самобытности эпоса было заявлено в трудах А. А. Петросян. Она первая из исследователей обнаружила сюжетное сходство башкирского эпоса с шумерско-аккадским эпосом о Гильгамеше, но в то же время пришла к выводу о существовании глубоких различий идейно-художественных концепций данных произведений:

«Главный мотив эпоса „Урал-батыр“ — человек сильнее всех сущих, добро неистребимо. Вавилонский эпос опирается на другую идею — все от воли богов». 

Эпос «Урал-батыр» является одним из «Семи чудес Башкортостана», включен в Список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ, является кандидатом на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества».