Мировая история 20 век
19 крупнейших кораблекрушений и прорывов нефтепроводов в результате которых в океан попали миллионы тонн нефти
8-02-2020, 19:19
Прочтений: 110 861
Поделились: 0
Поделились: 0
Крупнейшие нефтяные катастрофы. Кораблекрушения, взрывы, халатность.
Так, ежегодно в океан попадает более миллиона тонн нефтепродуктов. Рассмотрим лишь самые крупные техногенные катастрофы вызвавшие разливы нефти.
Крушение танкера «Торри Каньон» (Великобритания, 1967)
«Torrey Canyon» был одним из первых построенных супертанкеров, а также стал причиной первого масштабного розлива нефти в современной истории. Его длина составляла 297 метров, что можно сравнить с четырьмя «хрущевками».
В результате череды событии и ошибок капитана, морской гигант наткнулся на риф «Семи камней» (опасные гранитные скалы на которых погибло около 200 кораблей) и 110 тонн нефти были выброшены в океан. Несколько дней спасатели и военные пытались спасти тонущий танкер, но даже три буксира не смогли сдвинуть его ни на сантиметр, а после, корпус гиганта не выдержал нагрузок и разломившись на две части начал медленно тонуть продолжая истекать нефтью. Было принято решение сжечь разлившуюся нефть при помощи бензина и бомб. Сутками авиация скидывала на место аварии авиационное топливо и огромные бомбы до тех пор пока вся нефть находившаяся на поверхности и в танкере не сгорела.
Но настоящая экологическая катастрофа случилась не из-за самого факта разлива нефти, а в следствии неудачной попытки ликвидировать образовавшееся нефтяное пятно. Для того что бы предотвратить его распространение в воду было вылито несколько тонн химии, сделавшей разлившуюся нефть токсичной.
В результате аварии было загрязнено нефтью около 300 километров береговой линии, погибло 15 000 птиц и огромное количество животных погибли.
Подробнее о крушении танкера «Torrey Canyon»
Крушение танкера «Sea Star» (Оман, 1972)
250-метровый южнокорейский супертанкер перевозящий 115 000 тонн нефти «Sea Star» столкнулся с бразильским танкером «Horta Barbosa» вблизи берегов Омана утром 19 декабря 1972 года.После столкновения оба судна загорелись и были оставлены их экипажами. Пожар на «Horta Barbosa» удалось потушить в течение дня, однако пожар на южнокорейском танкере так и не удалось потушить. Двенадцать не успевших покинуть судно членов экипажа погибли в пожаре продолжавшемся в течение пяти дней, после чего произошло нескольких взрывов и судно затонуло в Оманском заливе 24 декабря 1972 года.
Крушение танкера «Амоко Кадис» (Франция, 1978)
16 марта 1978 года, в пяти километрах от побережья Франции, сел на мель наполненный 219 797 тоннами нефти 340-метровый супертанкер «Амоко Кадис». Быстро локализовать утечку нефти из-за штормовой погоды не удалось. И в конечном итоге, судно расколовшись на три части затонуло, в результате чего случился крупнейший на тот момент нефтяной разлив в истории загубивший рекордное количество представителей морской фауны.
В результате катастрофы погибло около 20 тысяч птиц и огромное число морских обитателей. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысяч тонн нефти, образовав пятно размером в 2 тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции.
Подробнее о крушение танкера «Амоко Кадис»
Взрыв на платформе «Ixtoc I» (Мексика, 1979)
3 июля 1979 года на нефтяной платформе Ixtoc I из-за резкого скачка давления произошел мощный взрыв, в результате которого в Мексиканский залив вылилось до 460 тысяч тонн сырой нефти, из которых 120 тысяч осели на дно.
Нефть продолжала течь в течение 290 дней. Окончательно остановить утечку удалось только спустя 9 месяцев, 23 марта 1980 года при помощи бурения дополнительных скважин рядом с аварийной Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.
Столкновение «Atlantic Empress» и «Aegean Captain» (Тринидад и Тобаго, 1979)
19 июля 1979 года, во время тропического шторма, около побережья Тринидад и Тобаго столкнулись два танкера «Atlantic Empress» и «Aegean Captain». На первом судне находилось 275 тысяч тонн нефти, а на втором — 200 тысяч. В результате аварии оба судна загорелись и в Атлантический океан попало 290 тысяч тонн нефти. «Atlantic Empress» был отбуксирован подальше от земли и спустя две недели пожара танкер затонул. Второе судно удалось потушить и отбуксировать к Тринидаду.
Несмотря на огромный объем нефти, выпущенной во время аварии, разлив нанес сравнительно небольшой ущерб окружающей среде: ветры вытеснили большую часть нефти в море, где она рассеялась. К тому же, пожар воспламенил нефтяное пятно что значительно снизило дальнейшие экологические последствия.
Крушение танкера «Castillo de Bellver» (ЮАР, 1983)
6 августа 1983 года танкер Castillo de Bellver перевозящий перевозя 250 000 тонн нефти из Персидского залива в Испанию. Примерно в 80 километрах от города Кейптаун (ЮАР), судно загорелось. Экипаж покинул корабль, который продолжал дрейфовать у берега, и в конце концов раскололся на две половины. В результате аварии в Индийский океан вылилось более 250 тысяч тонн нефти. Течение унесло нефтяную пленку в океан и побережье ЮАР не пострадало.
В следующие сутки в востоку от места разлива шел «черный дождь» из нефтяных капель, но долговременного ущерба зафиксировано не было.
Авария на платформе «Nowruz» (Персидский залив, 1983)
Во время войны между Ираном и Ираком в 1983 году на нефтяной платформе в Персидском заливе «Nowruz» произошло сразу две крупные аварии вызвавшие разлив нефти.
10 февраля 1983 года с платформой столкнулся нефтяной танкер развернув ее на 45 градусов и повредив расположенную под ней скважину. Возникшую в результате этого утечку нефти не удавалось устранить в течение нескольких месяцев, так как месторождение находилось в центре зоны боевых действий между Ираном и Ираком. Все это время из скважины выходила нефть со скоростью 200 тонн в сутки. В марте 1983 года платформа была атакована иракскими вертолетами, и разлив загорелся. Скважину удалось забетонировать только 18 сентября 1983 года, при этом погибло 11 человек.
Другой разлив произошел, когда иракские вертолеты атаковали близлежащую платформу в марте 1983 года. Платформа также загорелась и в течении 2 лет сжигала около 200 тонн нефти в сутки. В мае 1985 года пожар был потушен и скважина была закрыта.
Всего, в результате этих двух инцидентов было разлито около 260 000 тонн нефти.
Крушение танкера «Odyssey» (Канада, 1988)
10 ноября 1988 года либерийский танкер «Odyssey» (ранее назывался Oriental Phoenix) перевозящий нефть из Англии в Канаду взорвался и затонул в 1300 км от берегов Новой Шотландии (Канада) потерпел крушение. Прибывший на подмогу российский сторожевой корабль «Пассат» не смог приблизиться к судну из-за горящей нефти и все 27 членов экипажа погибли.
Так как основная часть разлившейся нефти сгорела или была унесена течением в сторону Англии, работ по ликвидации последствий не производилось.
В результате крушения 132 157 тонн нефти вылилось в море.
Крушение танкера «MT Haven» (Генуя, 1991)
11 апреля 1991 года в семи милях от побережья Генуи (Италия) взорвался супертанкер MT Haven загруженный 230 000 тонн сырой нефти. MT Haven являлся точной копией танкера «Амоко Кадис» расколовшегося на 3 части и затонувшим в 1978 году. Близнец повторил его судьбу.
Во время перекачки нефти с плавучей платформы Multedo сломался насос и произошел взрыв после чего начинался пожар. Нефть хлынула как из перегретой кастрюли, пламя поднялось до 100 м в высоту, и произошла серия дальнейших взрывов. А после попыток отбуксировать танкер к берегу, его корпус переломился и основная, 250 метровая часть судна затонула вместе с оставшейся в ней нефтью.
Одной из причин трагедии стало ужасное состояние танкера, который был плохо отремонтирован после попадания в него ракеты во время ирано-иракской войны.
Всего в прибрежные воды вылились 126 тонн нефти. В течение последующих 12 лет средиземноморское побережье Италии и Франции страдало от нефтяного загрязнения.
Останки судна находятся на глубине 33-83 метров у берегов Генуи, что делает его популярным туристическим объектом для дайверов.
Крушение танкера «Exxon Valdez» (Америка, 1989)
24 марта 1989 года у берегов Аляски нефтяной танкер «Эксон Валдиз» во избежании столкновения с айсбергом отклонился от курса и налетел на риф в проливе Принца Уильяма.
Хотя это был далеко не самый крупный разлив нефти, до 2010 года авария считалась наиболее разрушительной для экологии катастрофой, которая когда-либо происходила на море, ввиду того что разлившаяся нефть так не была полностью убрана из-за труднодоступности. В результате, по оценке на 2003 год, в районе пролива Принца Уильма все еще оставались еще 80 тонн нефти.
По официальным данным, в результате катастрофы около 49 тыс. тонн нефти вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой лини.
Некоторые группы, такие как «защитники дикой природы», оспаривают официальные оценки, заявляя о том, что истинных цифр не было в докладах
Нефтяные фонтаны в Кувейте (1990)
В июле 1990 Садам Хусейн заявил что соседнее государство Кувейт незаконно добывают иракскую нефть и потребовал компенсации. Найти решение не удалось и 2 августа иракская армия вторглась в Кувейт, а через 2 дня полностью разгромила противников и взяла под контроль всю территорию Кувейта.
В январе 1991 на помощь Кувейта пришла антииракская коалиция ВВС и чтобы уничтожить нефтяную отрасль противника, а заодно и затруднить высадку десанта, отступающая иракская армия открыла задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Огромное количество нефти попало в Персидский залив. Начались поджоги нефтяных скважин и нефтеперерабатывающих центров. К концу февраля 1991 года, когда вывод войск Ирака стал вопросом времени, иракцы взрывали по сто нефтяных скважин в день.
Всего было повреждено около 1000 нефтяных скважин, из которых 727 горели, а оставшиеся фонтанировали. Силами 10 тысяч человек потушить все скважины удалось лишь через 258 дней.
В результате в воды Персидского залива вылилось от 1,5 – 4 млн тонн нефти покрывшей примерно 1 тыс. кв. км поверхности залива и загрязнившей около 600 км побережий. Для того чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.
Крушения танкера «ABT Summer» (Ангола, 1991)
28 мая 1991 года, огромный нефтяной танкер MV ABT Summer (длина 344 м, ширина 54м) перевозивший 260 тыс. тонн сырой нефти взорвался на расстоянии 1400 километров от побережья Анголы. Причины взрыва остаются неизвестны.
Корабль продолжал гореть в течение трех дней, прежде чем затонул 1 июня. Найти точное место крушения так и не удалось. К счастью, открытое море разнесло нефть в разные стороны, и серьезного экологического ущерба удалось избежать.
Усинская нефтяная катастрофа (1994)
В середине 90-х в республике Коми произошел крупный разлив свыше 79 000 тонн (по некоторым данным цифра достигает 270 000). Эта катастрофа стала одним из самых крупных разливом нефти в мировой истории.
В отличии од других крупных разливов, данная катастрофа не являлась следствием аварией и была вызвана массовыми протечками практически не обслуживаемого в течении 20 лет нефтепровода.
Подробнее о нефтяной катастрофе в республике Коми 1994 года
Крушение танкера «Sea Empress» (Англия, 1996)
В начале 1996 г. у берегов Великобритании сел на мель танкер «Си Эмпресс» при в ходе в порт Милфорд-Хейвен.
Камни пробили правый борт танкера и из него вытекло около 70 тыс. тонн нефти. Утечка стала третьей по величине в Великобритании и двенадцатой в мире. Потребовалось почти пять лет, чтобы полностью очистить 200 км загрязненной береговой линии. Общая стоимость операции по очистке составила около 60 миллионов фунтов стерлингов.
Авария на подводном трубопроводе «ExxonMobil» (Нигерия, 1998)
В 1988 в Нигерии произошел прорыв подводного нефтепровода компании ExxonMobil в 1998 году в результате которого в Атлантический океан попало 14 тысяч тонн нефти.
Это происшествие нельзя назвать одной из крупнейших катастроф, однако, этот провыв не был единственным. Согласно статистике, за 20 лет (1976–1996) в Нигерии произошло 4647 аварийных случаев, в общей сложности выбросивших в окружающую среду более 300 тысяч тонн нефти.
Основной причиной прорывов была сильная коррозия на трубах. Возможно, ситуацию усугубил и тот факт, что нефтепроводы пролегают по территории крайне бедных поселений, и местные жители часто делают надрезы в трубопроводах, желая поживиться «бесплатной» нефтью.
Крушение танкера «Эрика» (Франция, 1999)
12 декабря 1999 года танкер «Эрика», шедший из французского порта Дюнкерк в Италию, попал в шторм, и потерпел катастрофу неподалеку от западного побережье Франции Бретани. Судно груженое 30 тысячами тонн нефтепродуктов, разломилось надвое.
В результате аварии пострадали 400 километров суши и было заражено от 150 000 до 500 000 птиц.
Крушение танкера «Престиж» (Испания, 2002)
13 ноября 2002 года у берегов Испании заливе произошла крупнейшая морская экологическая катастрофа в истории Европы.
Танкер «Престиж» груженный мазутом, проходя Бискайский залив судно попал в сильный шторм в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров, из которой в море полился мазут со скоростью около 1 000 тонн в сутки. Ни Испания, ни Португалия не согласились принять судно у своих берегов и в итоге, пробитый танкер пришлось отбуксировать в открытое море.
19 ноября 2002 года танке раскололся на две части и затонул в 210 километрах от берегов Галисии и лег на дно на глубине около 3 700 метров. В результате в море вылилось более 50 тыс. тонн мазута.
Не смотря на сравнительно небольшой объем разлитых нефтепродуктов, катастрофа была признана самым масштабным бедствием за всю историю Западной Европы и Испании. Дело в том, что мазут, являющийся остатком после переработки нефти, гораздо более токсичен чем сырая нефть.
Серьезное загрязнение прибрежных районов вынудило правительство региона приостановить рыбный промысел на шельфе в течение шести месяцев.
Чтобы ликвидировать последствия аварии, к работам привлекались волонтеры, число которых составило 300 000 человек. Здоровье многих из них было подорвано. Так, у испанских рыбаков были обнаружены генетические расстройства и патологии легких. Специалисты оценили размер потерь, составивший около четырех миллиардов евро.
Авария на «Deepwater Horizon» (США, 2010)
20 апреля 2010 года на нефтяной платформе сверхглубокого бурения «Дипуотер Хоризон» (дословно «Глубоководный Горизонт»), расположенной в Мексиканском заливе, произошел взрыв. Сразу после этого начался пожар потушить который так и не удалось, при этом столб дыма поднимался на высоту 3 километра. Пожар длился 36 часов, и 22 апреля 2010 года нефтяная платформа Deepwater Horizon затонула.
В результате повреждения труб скважины на глубине 1500 метров разлив нефти продолжался 152 дня до 19 сентября, когда ее удалось забетонировать. За это время в Мексиканский залив попало около 5 миллионов баррелей нефти (682 тыс. тонн).
При этом, первоначально объем утечки оценивался всего в 1 тыс. баррелей в сутки, а уже позже, появились данные вплоть до 100 тысяч. Нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров, что составляет около 5 % площади Мексиканского залива.