Кадмейская победа

Кадме́йская победа, или Кадмова победа (др.-греч. καδμεία νίκη, лат. Cadmea Victoria) — устойчивое выражение, обозначающее победу доставшаяся слишком большой ценой; победа, равносильная поражению. Выражение сложившееся от имени Кадма — легендарного основателя Фив — богатого и могущественного города в средней Греции.

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский (90 — 30 до н.э.) дает следующее толкование выражения:

«Кадмейская победа — это поговорка. Она означает, что победители потерпели неудачу, в то время, как побежденные не подверглись опасности из-за значительности своей силы.
— Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека». книга XXII

Происхождение выражения


По наиболее популярной версии, выражение основано на древнегреческом эпосе «Семеро против Фив» — легендарное противостояние братьев Этеокла и Полиника, за власть над Фивами. Впервые этот эпизод был описан Платоном в его «Законах» (IV в до н.э.). «Кадме́йская победа», в данном случае, может расцениваться как «Фиванская победа».

Семеро Против Фив 

После добровольного ухода царя Эдипа из Фив было решено, что его сыновья Этеокл и Полиник будут править там попеременно. Первый год правил Этеокл, но когда пришел срок, он отказался уступить престол своему брату. В ответ Полиник собрал армию в Аргосе и напал на Фивы. В последующей битве братья убили друг друга, а аргосская армия была разгромлена. Фивы одержали победу ценой огромных потерь.

Вот как описывает этот миф древнегреческий географ Павсаний (110-180 года н.э.):


«Войско же аргивян пришло в центр Беотии из центра Пелопоннеса, и Адраст набрал себе союзников и из Аркадии и из Мессении. В равной мере и к фиванцам пришли наемники от фокейцев и флегии из страны миниев. В произошедшей при Исмении битве в первом столкновении фиванцы были побеждены, и, будучи обращены в бегство, они бежали и скрылись за стенами города. Так как пелопоннесцы не умели брать приступом стен, то свои нападения они вели скорее с воодушевлением, чем со знанием дела, и фиванцы, поражая их со стен, многих из них убили; а затем, выйдя из города, они напали на остальных из них, приведенных в беспорядок, и победили их, так что погибло все войско, кроме Адраста. Но и для самих фиванцев это дело не обошлось без больших потерь, и поэтому победу, оказавшуюся гибельной и для победителей, называют Кадмейской (Кадмовой) победой»
— Павсаний, «Описание Эллады», IX, 9, 1

Этеокл и Полиник убитые в битве «Семеро Против Фив»
Братья Этеокл и Полиник убитые в битве «Семеро Против Фив»

Другие варианты происхождения


Уже Эразм Роттердамский (ок. 1469 — 1536) отмечал, что существует много противоречащих друг другу объяснений происхождения выражения «Кадмейская победа»:  

  1. победа Кадма над аргосским войском. Трактовку данного понятия можно найти у Павсания («Описание Эллады», кн. IX) — повествуя о походе аргивян против Фив и победе фиванцев, он сообщает: «но и для самих фиванцев это дело не обошлось без больших потерь, и поэтому победу, оказавшуюся гибельной и для победителей, называют Кадмейской»;
  2. трагедия Эдипа, потомка Кадма, который после победы над Сфинксом, женился по незнанию на собственной матери и оттого пострадал;
  3. победа фиванцев над аргивянами с последующим поражением от афинян, возмущённых обращением фиванцев с трупами павших воинов Аргоса (мнение Аристида);
  4. Кадм, согласно легенде, принёс грекам финикийский алфавит, но убил Линуса, который предлагал альтернативный алфавит, за что горожане Кадма изгнали, так что он не получил выгоды от победы.

Позже, ближе к началу нашей эры, выражение вышло из обихода, уступив место выражению «Пиррова победа» имеющему аналогичный смысл.