Древний мир Искусство Интересное
Античная мраморная статуя богини красоты Венеры с обнаженными ягодицами, прозванная «Дивнозадой»
2-03-2020, 12:47

«Афродита с красивыми ягодицами», или «Венера Прекраснозадая»

Венера Каллипига — название одной из античных мраморных статуй Венеры, найденной в Золотом доме Нерона. Название статуи переводится с древнегреческого (Αφροδίτη Καλλίπυγος) как «Афродита с красивыми ягодицами», «Венера Прекраснозадая», «Венера Дивнозадая».

Статуя входила в собрание пармских герцогов Фарнезе и была передана в Национальный археологический музей Неаполя, где хранится и в настоящее время. В честь Венеры Каллипиги был назван белок каллипигин.

Богиня изображена в одетой в длинную тунику. Правой рукой грациозно придерживает тунику у своей груди, огаляя при этом ноги и ягодицы. Голова богини повернут назад как бы желая взглянуть на оголенную часть тела. По свидетельству древнегреческого писателя Афинея (II — III вв. н.э.), эта статуя — подражание изваянию посвященному богине Венере двумя сестрами, которые прославившийся как «дивнозадые» и получив большое богатство построили храм в честь богини красоты в Сицилийском в городе Сиракузы.

Венера Каллипига. Около 2-го века н.э. Национальный археологический музей, Неаполь
Венера Каллипига. Около 2-го века н.э. Национальный археологический музей, Неаполь
Венера Каллипига. Около 2-го века н.э. Национальный археологический музей, Неаполь

Венера Каллипига. Около 2-го века н.э. Национальный археологический музей, Неаполь

Венера Каллипига. Около 2-го века н.э.

Венера Каллипига. Около 2-го века н.э.


Ни автор, ни происхождение скульптуры неизвестно. Предположительно является копией бронзовой скульптуры III века до н. э. Точно известно только то, что найдена она была без головы, рук и правой голени. Первая реставрация была проведена в 16 веке. В то время разрушенные статуи не ценились и реставраторы старались дополнять, придавать им цельность. Голова, созданная по образцу других античных женских изображений, была добавлена к найденному телу только в 16 веке, скульптором-реставратором эпохи Возрождения. Ее поворот, впрочем, вполне логичен: реставратор следовал логике напряжения оставшейся мраморной мускулатуры.

Нынешний вид скульптура приобрела в 1780-х годах после реставрации, проведенной итальянским скульптором Карло Альбачини.

Венера Каллипига. Около 2-го века н.э.
В высоком разрешении (5600x4000).





Венера Каллипига. Около 2-го века н.э.

Венера Каллипига. Около 2-го века н.э.


Нет достоверных свидетельств что это статуя Афродиты Каллипиги о которой писал Афиней в конце второго века, но после реставрации имя «Прекраснозадая» прочно закрепилось именно за ней.

Статую Венеры Каллипиги иногда связывают с Афродитой Книдской (350—330 гг. до н. э.), однако, не смотря на некоторую схожесть, это абсолютно разные статуи и вторая отличается тем что богиня изображена полностью обнаженной, что было весьма смело в те времена.

Легенда

По свидетельству Афинея, эта статуя повторяет изваяние, находившееся в Сиракузах и посвященное Венере двумя сестрами.

«В те давние дни люди были так одержимы сластолюбием, что был даже воздвигнут храм Афродите Каллипиге (Дивнозадой), и вот как это случилось. У одного крестьянина были две красивые дочери. Однажды они поспорили, у которой из них красивее задница; и чтобы решить спор, вышли на большую дорогу. Там шел юноша, сын почтенного и богатого родителя, и они перед ним заголились, а он, взглянув, отдал предпочтение старшей. И так он влюбился в нее, что, вернувшись в город, расхворался, слег и рассказал обо всем младшему брату. Тот немедля отправился в названную деревню и, увидев девушек, сам страстно влюбился, но в меньшую.

Отец уговаривал их взять себе более именитых жен, но ничего не добившись, отправился в деревню, договорился с отцом тех девушек, привез их в город и выдал за сыновей.

Этих-то девушек горожане прозвали «дивнозадыми», как о том говорит в «Ямбах» Керкид Мегалопольский: что в Сиракузах-де «Сестер прекраснозадых здесь была пара».

Вот эти-то сестры, получив большое богатство, построили храм в честь Афродиты и назвали ее Каллипигой, как о том рассказывает в своих «Ямбах» и Архелай».

— Афиней, «Пир мудрецов».

Св. Климент Александрийский в своем труде «Увещевание к язычникам» сообщает, что жители Сиракуз поклонялись Афродите под именем Каллипиги.

Неужели аргивяне не приносят жертвы Афродите Перибасо, афиняне – Афродите Гетере, сиракузцы – Каллипиге, которую поэт Никандр где-то назвал Каллиглутой? Я уже молчу о Дионисе Хиропсале; жители Сикиона чтут его, поручив ему женские половые органы, поклоняясь начальнику позора и наглости предводителю. Таковы у них боги, таковы и они сами, превращающие богов в игрушки и смеющиеся над ними: скорее они насмехаются и издеваются над самими собой.
- Пресвитер Климент Александрийский. Увещевание к язычникам

В 19 веке статуя выставлялась в особенном зале неаполитанского музея, причем туда допускались лишь мужчины в сопровождении музейного охранника. И на это были причины. В 1836 году французский историк Цезарь Фамен утверждал, что статуя приобрела темный оттенок из-за поцелуев, которыми ее покрывают посетители Королевского музея в Неаполе.

Статуя богини по имени Каллипиг покрылась темным оттенком из-за ежедневных поцелуев фанатичных почитателей впечеталенных ею.
- Цезарь Фамен 

Юбер Робер (1733-1808), «Жертвоприношение Венере Каллипиге в круглом храме», («Hubert Robert, A sacrifice before the Callipygian Venus in a circular temple»
Юбер Робер (1733-1808), «Жертвоприношение Венере Каллипиге в круглом храме», («Hubert Robert, A sacrifice before the Callipygian Venus in a circular temple»
Юбер Робер (1733-1808), «Пейзаж с женщиной, сброшенной ее мулом у подножия статуи Венеры», (Hubert Robert «Paysage avec une femme renversée par sa mule au pied d’une statue de Vénus»
Юбер Робер (1733-1808), «Пейзаж с женщиной, сброшенной ее мулом у подножия статуи Венеры», (Hubert Robert «Paysage avec une femme renversée par sa mule au pied d’une statue de Vénus»
Жан Фредерик Шалль (1752-1825), «Купальщицы сравнивают друг друга с Венерой Каллипигой» (Jean-Frédéric SCHALL, La Comparaison, BAIGNEUSES SE COMPARANT A LA VENUS CALLIPYGE)
Жан Фредерик Шалль (1752-1825), «Купальщицы сравнивают друг друга с Венерой Каллипигой» (Jean-Frédéric SCHALL, La Comparaison, BAIGNEUSES SE COMPARANT A LA VENUS CALLIPYGE)
Жан Фредерик Шалль (1752-1825), «Купальщицы сравнивают друг друга с Венерой Каллипигой» (Ранняя версия)
Жан Фредерик Шалль (1752-1825), «Купальщицы сравнивают друг друга с Венерой Каллипигой» (Ранняя версия). Источник: artnet.com
Жерар Одран ВТОРОЙ (1640-1703) «Пропорции человеческого тела, измеренных на самых красивых фигурах античности», 1683, Париж (Gérard Audran, «Les proportions du corps humain mesurées sur les plus belles figures de l’Antiquité»)
Жерар Одран ВТОРОЙ (1640-1703) «Пропорции человеческого тела, измеренных на самых красивых фигурах античности», 1683, Париж (Gérard Audran, «Les proportions du corps humain mesurées sur les plus belles figures de l’Antiquité»)
Робер Дуано. Армянский царь Тиридат I и Венера Каллипига. Версаль. 1966 (Robert Doisneau «Barbarian prisoner and Callipygian Venus, Versailles»)
Робер Дуано. Армянский царь Тиридат I и Венера Каллипига. Версаль. 1966 (Robert Doisneau «Barbarian prisoner and Callipygian Venus, Versailles»)

Копии статуи в России

Существует множество копий статуи Венеры Каллипиги, в том числе и в России. Самые известные: в Павловском парке (г. Павловск), в составе скульптурной композиции Большого каскада (Петергоф), в Екатерининском парке (Царское Село) и в Юсуповском дворце (Санкт-Петербург).
Статуя Венеры Каллипиги в Петергофе. Петровский Дворец, Большой каскад
Петровский Дворец. Большой каскад. Петергоф.
Венера Каллипига. Екатерининский дворец в Царском селе.
Копия в Павловском парке. г. Павловск
Венера Каллипига. Екатерининский дворец в Царском селе.
Екатерининский дворец в Царском селе. Источник: tsarselo.ru
Венера Каллипига. Копия в Двореце Юсупова. (Санкт-Петербург)
Копия в Двореце Юсупова. (Санкт-Петербург)