Мировая история 20 век
«Torrey Canyon» был одним из первых супертанкеров, а также стал причиной первого масштабного разлива нефти в современной истории
8-02-2020, 18:59
Прочтений: 110 982
Поделились: 1
Поделились: 1
Крушение танкера «Торри Каньон» — авария погубившая 15 000 птиц
Морской гигант длиной 296,8 метров (на 30 метров длиннее Титаника) и шириной 38,2 м, и имел осадку 20,9 м. Для сравнения, типичная «Хрущевка» на 4 подъезда имеет длину около 70 метров, ширину — 12 м и высоту 15 м. Он фактически состоял из множества плавающих цистерн с небольшой надстройки для экипажа и двух паровых турбин. Экипаж составлял 36 человек.
Причины крушения
19 февраля 1967 года танкер «Торри Каньон» с 110 тоннами нефти очень вязкой нигерийской нефтью, принадлежащей английской компании «Бритиш Петролеум» на борту отправился из в Кувейта (Персидский залив) в Уэльс. Однако, точного запланированного маршрута у судна не было и в результате навигационной ошибки, в конце пути, 18 марта 1967 года, танкер вплотную приблизился к островам Силли – 48 безжизненным скалам, выступавшим из воды. Что бы вернуться на курс кратчайшим путем Капитан Пастренго Руджиати направил танкер в сторону печально известного гранитного рифа «Семи камней» (Seven Stones Reef -так моряки называли опасную гряду небольших подводных скал длиной в 1,5 км., ставшей причиной гибели около 200 кораблей; сейчас в этом месте установлен одноименный плавучий маяк), намереваясь сметь направление в последний момент. Это решение стало фатальным для судна.
При нормальной погоде и во время отливов «Семь камней» хорошо видны, и суда спокойно обходят их стороной, но в то утро прилив находился в высшей точке и опасные скалы были скрыты под водой.
Приближающийся к рифам «Торри Каньон» заметили моряки плавучего маяка, охраняющие проходящие суда от «Семи камней». Они тотчас сообразили, что если танкер будет следовать и дальше прежним курсом, то он неминуемо врежется в камни. На маяке выбросили предупредительный флаг и пустили ракеты, но капитан проигнорировал предупреждения будучи уверен что сможет повернуть корабль налево при приближению к рифу.
Однако, на его пути встали рыболовецкие судна как обычно занимавшиеся промыслом в это время. Капитану ничего не оставалась как резко свернуть влево в надежде пройти над камнями, но и этого сделать не удалось. По одной версии корабль корабль шел на «автопилоте и было необходимо время на о что бы перейти в режим ручного управления, по-другой, капитан слишком долго не мог принять решение. Так или иначе, но момент был упущен.
Через две минуты морской гигант «Торри Каньон» со всего хода наткнулся на скрытый под водой первый из «Семи камней» и намертво застрял. Скала пробила корпус танкера глубоко войдя внутрь. Из 18 танков с нефтью были 14. По оценки прибывших после спасателей, танкер засел на камнях тремя четвертями длины своего корпуса, и снять его с помощью буксиров было невозможно.
Попытки спасти
На сигналы SOS откликнулось несколько судов, и через несколько часов на танкер уже были высажены спасатели, английские ВМС прислали вертолеты. «Торри Каньон» к тому времени был уже частично затоплен и бился о скалы.
Ситуацию усугубило и то, что экипаж своими силами пытался облегчить судно выкачивая за борт оставшуюся нефть, в результате чего вокруг судна образовалось нефтяное пятно диаметром около 9 км. К тому же, морская вода замещающая нефть тяжелее и судно полностью утратило плавучесть и медленно шло ко дну.
Тем временем, в надежде остановить распространение нефтяного пятна вокруг танкера разливали эмульгатор (детергент — растворитель), способного связать нефть. По разным сведениям, количество использованного дигедранта колеблется от 3 до 10 тысяч тонн! Надо сказать, что по итогу это только усугубило ситуацию, так как они не только не остановили распространение пятна из-за слишком малого количества (по оценкам, было необходимо не менее 15 000), но и сделали его токсичным.
За 30 часов, прошедших со времени крушения, нефтяное пятно уже достигло площади в 162 км2 и вблизи танкера уходило вглубь на полметра.
Все попытки снять танкер с рифа были тщетны. 24–26 марта была предпринята последняя попытка но даже три буксира, общая мощность двигателей которых составляла почти 7 тыс. лошадиных сил, и компрессоры накачивающие воздух в танкина смогли сдвинуть танкер ни на сантиметр. Более того: корпус не выдержал постоянных ударов о камни и в полдень 27 марта 1967 года «Торри Каньон» разломился пополам и пошел ко дну.
Сжечь любой ценой
28 марта было принято уничтожить судно. Британская авиация начала его бомбардировку с воздуха, чтобы воспламенить и сжечь нефть, прежде чем та окончательно зальет пляжи.Бомбардировщики «Блэкберн Букканир» сбросили в место крушения «Торри Каньон» 42 бомбы по 450 кг каждая, из которых в цель попало всего 30. В основной состав бомб был добавлен алюминий, чтобы усилить пламя. Следом за бомбардировщиками реактивные истребители «Хантер» с той же целью сбросили в разгорающийся огонь более 20 000 литров авиационного топлива. Этого хватило всего на два часа чудовищного пожара после чего приливы затушили огонь. Авиация продолжила жечь нефть всеми возможными способами и к середине апреля жидкой нефти в танкере почти не осталось.
Последствия
В результате аварии около 110 000 тонн нефти вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 700 км2. Было загрязнено нефтью около 300 километров береговой линии.Экологические последствия катастрофы были ужасны.
В районе аварии у крабов отпадали конечности и они умирали; все чаще попадались мертвые омары. Погибли морские ежи, моллюски, морские собачки, прилипалы, песчаные угри, многие виды рыб, а в прибрежной зоне – все мидии… Но страшнее всего последствия крушения отразились на птицах. Их пропитанные нефтью и детергентом перья теряли водоотталкивающие свойства и переставали удерживать тепло, что приводило к быстрому охлаждению тела; легкие, горло, кишечник, забитые пеной из нефти и детергентов, были обожжены. Нефть, кроме того, вызывала перитониты, нарушение деятельности печени и почек, паралич и слепоту. Птицы, перья которых были сильно пропитаны нефтью, умерли все без исключения. Около 15 000 птиц и огромное количество животных погибли, прежде чем нефтяное пятно было ликвидировано. Среди пострадавших выжило менее 20%.
Но причиной такого влияния на фауну оказался не сам разлив нефти, а попытки борьбы с ним. Дело в том, что плавающая на поверхности в открытом море нефть не причиняет вреда морским организмам. Однако после обработки детергентом она становится чрезвычайно ядовитой для морской растительности и живых организмов.
Виноват капитан
Тем не менее, несмотря на ужасные экологические последствия катастрофы никто не понес ответственности за крушение. Единственным виновником был признан капитан судна Пастренго Руджиати, признавший свои ошибки и лишенный капитанского диплома без права восстановления.Нефть превозимая на судне принадлежала английской компании «Бритиш Петролеум», однако само судно было приписано к столице Либерии Монровии и принадлежало компании «Барракуда танкер корпорейшн», размещавшейся на Бермудских островах. Последняя являлась холдингом компании «Юнион ойл». Все эти тонкости в дальнейшем стали головной болью истцов, не знавших, с кого требовать погашения ущерба.
Более того, танкер «Торри Каньон» на борту которого находилось 800 тысяч баррелей сырой нефти был застрахован на 18 миллионов долларов. При том что стоимость нефти в то время находилась возле отметки в 1,3 — 1,8 доллара за баррель.
Все расходы легли на плечи правительств стран принимающих участие в ликвидации последствий и компанию «Вейсмюллер» привлеченную для спасения тонущего танкера. «Вейсмюллер», работала на распространённых тогда условиях «Не спас – не получишь» и вложившая в спасательную операцию уже немалые деньги, не получила компенсации за свои безуспешные труды.
Крушение танкера «Торри Каньона» стало первой катастрофой такого рода. Ранее уже случались разливы нефти но их масштабы не сопоставимы с «Торри Каньон». Люди были не готовы к такому происшествию: не было ни эффективных средств предотвращения и ликвидации последствий, ни законов регламентирующих ответственность.
Только после аварии были приняты конвенции обязывающие нефтяные компании нести ответственность за все инциденты при добыче и перевозке сырья. Это заставило компании взяться за разработку технических средств предотвращающих тяжелые последствия аварий.
Таким образом, когда спустя 11 лет, в 1978 году, произошел подобный инцидент с танкером «Амоко Кадис» перевозящим 230 000 тонн нефти, при борьбе с последствиями уже не использовались ни бомбы, ни дигедранты.