20 век Интересное
350-метровый супертанкер наполненный нефтью потерпел крушение и разломившись на три части затонул у берегов Франции
8-02-2020, 18:41
Прочтений: 116 229
Поделились: 1
Поделились: 1
«Амоко Кадис» — трагичная судьба морского гиганта
В наши дни, о катастрофе напоминают лишь якорь установленный в качестве памятника возле место крушения судна, и маслянистый песок который можно найти на побережье Бретани.
Любопытно, что у «Амоко Кадис» был корабль-близнец «Амоко Милфорд Хейвен», который постигла та же участь — супертанкер взорвался и затонул в 1991 году у берегов Италии.
Крушение «Амоко Кадис»
Танкер с 1 604 500 баррелями (219 797 тоннами) нефти компании Shell на борту направлялся из Персидского залива в Роттердам (Нидерланды). Всего судну было нужно пройти около 25 000 км., но на последней тысяче произошла авария.Утром 16 марта 1978 года, танкеру оставалось лишь преодолеть пролив Ла-Манш, но при входе в него, возле острова Уэссон, чтобы избежать столкновения с другим судном, танкер был вынужден резко сменить курс. В результате, рулевое управления танкера было повреждено и «морской гигант» стал абсолютно неуправляемым. Попытка остановить его при помощи якорей привела к тому что, один из двух якорей сломался. Атлантику сильно штормило.
Координаты места кораблекрушения 48° 35′ 33.81″ N, 4° 43′ 03.37″ W.
Капитан запросил помощи по радио. Казалось бы, на счастье, совсем близко, в порту Брест, находился западногерманский буксир «Пасифик», но все оказалось не так просто.
Для того чтобы завести новый в условиях десятибалльного шторма, потребовалось ещё три часа. Все это время танкер дрейфовал в сторону скал со скоростью 2 узла (3,7 км/ч). Капитан безуспешно пытался замедлить движение двигателем и оставшимся якорем, но все усердия были тщетны. В 20:45 новый трос был установлен, но и он не выдержал.
В 21:04 неуправляемый танкер «Амоко Кадис» в первый раз задел днищем камни повредив при этом двигатели, а 21:39 камни порвали корпус судна и начался разлив нефти. «Амоко Кадис» стал медленно крениться и оседать на корму.
На сигналы SOS тут же прибыли спасательные буксиры и рыболовецкие судна которые были бессильны помочь нефтяному гиганту.
Отдаленность места катастрофы от портов и продолжающийся шторм сильно затрудняли спасательные работы. Тем не менее, к двум часам ночи французским вертолетчикам удалось забрать с гибнущего корабля всех членов экипажа. Капитан и один офицер оставались на борту пока еще оставались надежды на спасение судна.
В 10:00 17 марта судно разломился надвое, и вся нефть остававшаяся в танка оказалась в море. Позже, спустя 11 дней, одна из частей разломилась еще раз. Впоследствии, французский флот уничтожил обломки танкера глубинными бомбами.
Очистка от нефти
Поскольку катастрофа произошла очень близко от берега, от «черного прилива» значительно пострадало все побережье Бретани — почти 400 км. Нефть пропитала прибрежный песок на глубину до полу метра. Маслянистые слои все еще можно найти на многих пляжах побережья.Очищать побережье принялись сразу же. Так за 1-й день работы удалось убрать 150 тонн загрязненной воды, но из танкера все лилась нефть. Приливом её выбрасывало на уже очищенные участки пляжа вместе с погибшими рыбами, птицами, моллюсками, водорослями.
Учитывая горький опыт борьбы с произошедшем за десятилетие до этого крушения супертанкера «Torrey Canyon», когда использования детергентов нанесло больший вред чем сам разлив нефти, французские власти решили не использовать химикаты. Опасаясь за прибрежные постройки, правительство отказалось и сжигать плавающую на поверхности нефть. Спасатели использовали лишь самые примитивные средства, такие как сбор грязной воды и посыпка берега тальком, который смешиваясь с нефтью, образовывал комки собираемые граблями в цистерны.
Подсчитано, что все время было собрано порядка 100 тысяч тонн воды, смешанной с нефтью, однако количество нефти, выделенной из этой смеси, едва ли превысило 20 тысяч тонн. Погибли устричные плантации, огромное количество рыбы и птицы. Спасательные работы обошлись в 460 миллионов франков.
Экологические последствия
На тот момент, авария «Амоко Кадис» стала крупнейшей экологической катастрофой такого рода и привела к наибольшим потерям среди морских обитателей от разлива нефти. В первые две недели после аварии на берег были выброшены миллионы мертвых моллюсков, морских ежей и других морских обитателей, но большинство животных погибли в течение двух месяцев.Крупные обитатели моря слепли от нефти, их органы дыхания забивались и они задыхались. Губительное воздействие нефть оказала и на морских птиц — было собрано более 4500 погибших пернатых, хотя по общей оценке погибло около 20 000 птиц. Как объясняют орнитологи, нефть впитывается в оперение птиц, после чего они, сильно отяжелевшие, уже не могут летать и даже с трудом плавают. Кроме того, нефть, заполняя пространство между перьями, в котором обычно заключен воздух, нарушает теплоизоляцию, что введет к переохлаждению, в результате которого птица погибает. Почувствовав на своем оперении нефть, птица пугается и начинает нырять, что приводит к еще большему его загрязнению.
Рыболовный промысел был уничтожен почти полностью. Как сообщали местные рыбаки, пойманная рыба была больна и имела привкус нефти, а под жабрами можно было найти черные следы. Объем погибших устриц оценивается в 9000 тонн. Почти полностью погибли ракообразные и иглокожие (морские звезды, морские ежи), но их популяции восстановились в течении года.
Говоря про экологические последствия крушения «Амоко Кадис» нельзя не отметить, что это не первый разлив нефти в данном регионе. Буквально за десятилетие здесь погибло и три других танкера.
- В 1967 неподалеку сел на риф другой супертанкер «Торри Кэньон» вызвавший разлив 110 тысяч тонн нефти, часть из которой осела на побережье.
- В январе 1976 года, у побережья Бретани сел на мель и раскололся на две части танкер «Олимпик Бревери» с 2 тыс. тонн нефти на борту. Примечательно, что это было его первый выход в море в ходе которого судно успело преодолеть лишь 65 км пути.
- В том же году, во время шторма 15 октября 1976, возле маяка «Antifer» сел на мель супертанкер «Andros Antares».