Древний мир Мифология Искусство Интересное
По легенде Фрина была настолько прекрасна, что обнажив свое тело во время суда она смогла избежать смертного приговора.
8-02-2020, 16:07

Гетера Фрина что прекрасней Афродиты

Древнегреческий писатель Афиней Навкратийский ( II—III век н.э.) в книге «Пир софистов» (или «Пир мудрецов») рассказывает историю о афинская гетере (женщине свободных нравов) Фрине которая утверждала что она прекраснее самой Афродиты — богини красоты и любви. Однажды ей пришлось пристать перед судом по обвинению в безбожие, но красота обнаженного тела Фрина настолько поразила судей что ее сразу оправдали.

Гетера (от греч. hetaira — подруга, любовница) — в Древней Греции свободная незамужняя женщина, существовавшие за счет богатых покровителей.

«Гетер мы заводим ради наслаждения, наложниц — ради ежедневных телесных потребностей, тогда как жен мы берем ради того, чтобы иметь от них законных детей, а также для того, чтобы иметь в доме верного стража своего имущества».
  — Демосфен (384 — 322 гг. до н.э)


Биография

Фрина (ок. 390 — ок. 330 до н. э.) — знаменитая афинская гетера, натурщица Праксителя и Апеллеса. Родилась в небольшом городке Феспии, дочь Эпикла. 

Фрина прославилась как обладательница идеальной фигуры. В молодости была натурщицей и любовницей древнегреческого скульптора Праксителя, создавшего по её образу знаменитую скульптуру «Афродита Книдская». В зрелые годы  позировала художнику Апеллесу, который писал с неё «Афродиту Анадиомену» (видимо, она очень долго сохраняла красоту и лица, и тела). Плутарх пишет:

«Фрина говорила, будучи уже в преклонных летах, что она получала самую высокую цену от своих поклонников именно за репутацию». 

Благодаря признательности своих возлюбленных приобрела такое огромное состояние, что когда Александр Македонский разрушил стены Фив (336 год до н. э.), предложила горожанам отстроить их заново на свои средства, при условии, что на них будет установлена памятная доска: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной», но фиванцы отклонили это предложение. 

После смерти гетеры Пракситель создал её позолоченное изваяние, которое было поставлено местными жителями в Дельфах, на высокой мраморной колонн. 

По Плутарху, киник Кратет писал, что эта скульптура является «памятником распущенности эллинов». Скульптура стояла между статуй спартанского царя Архидама и Филиппа, сына Аминта, что выглядело достаточно провокационно, учитывая её социальный статус. На пьедестале была надпись: «Фрина, дочь Эпикла из Феспий», как пишет Алкет (Aλκέτας) в своём описании Дельф, а также Плутарх. 

Суд над Фриной

Согласно рассказам античных авторов, отвергнутый Фриной поклонник Евфий (Евтиас) в 340 год до н. э. обвинил гетеру в безбожии, в введении новых культов и в кощунстве. Основой обвинения послужил тот факт что скульптор Пракситель ваял богиню Афродиту со своей любовницы Фрины и это считалось кощунством. 

«Фрина перед Ареопагом». Неизвестный художник, 18-19 век.
«Фрина перед Ареопагом». Неизвестный художник, 18-19 век.

Защитником гетеры выступил знаменитый оратор Гиперид, также возлюбленный Фрины. Увидев, что его речь не производит на суд особого впечатления, Гиперид сдёрнул с Фрины её одежды (по другим текстам, обнажив только до пояса или одежды сбросила сама по знаку защитника). Красота тела гетеры произвела такое впечатление на судей, что её немедленно оправдали — ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу. 

Поражение настолько разозлило обвинителя Евфия, что он с той поры больше не брал ни одного дела. 

Комедиограф Посидипп (310 — 240 до н. э.)  в своей «Эфесянке» описывает другую причину оправдания Фрины:

Тогда никто не мог сравниться с Фриною
Из нас, гетер. И ты хоть и не видела
Суда над ней, но слышала, наверное:
Она казалась пагубою гражданам,
И приговор грозил ей казней смертною,
Но, обойдя весь суд и тронув каждого,
Она, рыдая, вымолила жизнь себе


Многие современные исследователи считают, что версия Посидиппа более близка к истине, а история про обнажение была выдумана позднее, около 290 года до н.э. 

Прекраснее Афродиты

Генрих Семирадский. «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». 1889 год
Генрих Семирадский. «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». 1889 год 

По рассказам, уверовав в свою неземную красоту, Фрина решила бросить вызов Афродите — богине красоты и любви, которая, согласно преданию, родилась в море и вышла на берег из волн. Простому смертному нелегко было увидеть Фрину нагой — она «носила хитон, облегающий всё тело, и не бывала в общественных банях». Во время праздника Посейдона, перед ритуальной процессией, идущей от храма Посейдона к морю, Фрина сбросила свою одежду и, обнажённая, на глазах у всех спустилась к морю. 

Соблазнение Ксенократа 

Диоген Лаэртский сообщает, что единственный мужчина, оказавшийся стойким перед её чарами, был философ Ксенократ (в течение долгих лет руководивший Платоновой Академией).

Однажды Фрина заключила пари что сумеет соблазнить его всего за один вечер. Во время пира гетера подсела к философу и всячески пыталась соблазнить его, но ни выпивка, ни женские хитрости не помогли девушке.
Ксенократ и Фрина. Карл Русс. 1811 год
Ксенократ и Фрина. Карл Русс. 1811 год

Ангелика Кауфманн. Фрина соблазняет философа Ксенократа. 1794 год
Ангелика Кауфманн. Фрина соблазняет философа Ксенократа. 1794 год 

По другой версии, Фрина пришла в дом Ксенократа ночью и сказав, что за ней гонятся грабители, и попросила приютить ее до утра. Ксенократ впустил гостью и указав ей место для ночлега вернулся в свою кровать. Фрина разделась и скользнула к нему в постель. Он не шевельнулся. Тогда она неистово обняла его. Он не отвечал. С криком отчаяния она убежала из дома философа.

Уплатить проигрыш она отказалась. «Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе», сказала Фрина, проиграв это пари.


Вот как описывает ее поражение римский писатель Валерий Максим живший в I веке н.э.:

«Фрине бывшая славная в Афинах непотребная женщина с ним пьяным всю ночь пролежала, ударясь об заклад с некоторыми молодцами, что может ли она поколебать его воздержность. Ксенократ допустил себя обнимать ей, и говорить сколько ей хотелось: при всем том она в своей надежде обманулась. Поступок воздержной исполненного премудрости духа, но и оказанное непотребною тою женщиною весьма забавно. Ибо как молодые люди ей смеялись, что она будучи столь прекрасна, и так убрана, не могла пьяного старика своими прелестями тронуть, и требовали от нее тех денег, о чем об заклад бились, то ответствовала: что о человеке, а не о истукане с ними об заклад билась».
(Перевод Ивана Алексеева, 1772 год)

Интересно, что Валерий Максим называет Ксенократа «стариком», хотя в наше время считается что он был старше Фрины всего на 6 лет.


Статуя Эрота

Древнегреческий писатель и географ II века Павсаний в «описании Эллады» (Глава 20, Книга I) приводит еще одну легенду о Фрине:

Однажды Пракситель в знак своей любви сказал Фрине, что она может выбрать любую из его работ в мастерской. Гетера спросила: «какая из них самая лучшая?», но скульптор отказался отвечать. Фрина замолчала, но через несколько дней к художнику с криками прибежал раб-слуга: «в мастерской пожар!». «Если сгорят Сатир и Эрот, я погиб», — начал рвать на себе волосы скульптор, но тут Фрина призналась, что это была выдумка, и сказала, что она забирает себе «Эрота». 

Статую она подарила родному городу Феспии (об этом гово­рит­ся в одном пись­ме более позд­не­го писа­те­ля Алкифро­на). Впоследствии император Калигула увёз её в Рим, затем по просьбе феспийцев «Эрот» был возвращён. Нерон вновь отобрал статую, и она погибла во время римского пожара в 80 года. 

Происхождение имени

Считается что в переводе с греческого её имя означает «белокожая», однако, Плутарх пишет, что её настоящее имя — Мнесарета (с др.-греч. «Помнящая о добродетелях»), а прозвание Фрина («жаба») получила из-за желтоватого оттенка кожи. 

Псевдоним «Фрина» ранее использовалась другими гетерами  — существует версия что это имя носила магический смысл и защищало от завистливых тёмных духов. Аполлодор в своей книге «О куртизанках» упоминал, что на самом деле было две гетеры по имени Фрина. Одна носила прозвище «Печальная улыбка», вторая — «Золотая рыбка». Но древнегреческий врач, учитель Гиппократа, Геродик (V — IV вв. до н.э.) в 6-й книге «Лиц, упоминаемых в комедиях» говорит, что одну из них звали Sestus («просеивающая, совок, скребок») за то, что она как бы раздевала и обдирала своих поклонников , а вторую — Феспийка (по родному городу). 

Образ гетеры Фрины в искусстве

Гениальная импульсивность оратора Гиперида и неземная красота Фрины нашли свое отображение в работах многих художников. 

Афродита Книдская 

Афродита Книдская. Cкульптора Ипполито Буцци (1562—1634). Торс — римская копия II в. н. э., остальное — реставрация XVII в.
Афродита Книдская. Cкульптора Ипполито Буцци (1562—1634). Торс — римская копия II в. н. э., остальное — реставрация XVII в. Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс. 

В молодости была Фрина натурщицей и любовницей древнегреческого скульптора Праксителя, создавшего по её образу знаменитую скульптуру «Афродита Книдская» (350—330 гг. до н. э.). 

Статуя изображает полностью обнажённую женщину, прикрывающую лоно правой рукой. Афродита изображена без одежды, так как готовится купаться — принять легендарную ванну, описанную в мифах, благодаря которой каждый день она возвращала себе девственность. Высота скульптуры составляла 2 метра, материал — паросский мрамор (Пракситель не любил бронзу). 

Считается, что Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением полностью обнаженного женского тела в древнегреческом искусстве.

К сожалению, оригинал статуи не сохранился так как во времена Византийской империи она была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара, как и многие другие античные подлинники. 

Копия Афродиты Книдской на Вилле Адриана
Копия Афродиты Книдской на Вилле Адриана 

Предположительно, Пракситель создал сразу две статуи Афродиты по образу Фериды, но вторая была одетой.

Как рассказывает Плиний Старший, статую Афродиты для местного святилища заказали жители острова Кос. «Афродитой Косской» Пракситель выполнил ее в двух вариациях: нагую и одетую. За обе статуи скульптор назначил одинаковую плату. Заказчики не рискнули и выбрали одетый вариант, который был назван «Афродита Косская»

Нагую статую купили жители малоазийского города Книд, поэтому она и зовется «Афродитой Книдской», и установили ее в храме под открытым небом, так чтобы богиню можно было разглядеть со всех сторон. Этот благоприятствовало развитию города: в Книд стали стекаться паломники, привлечённые знаменитой скульптурой. 

Афродита Книдская пользовалась такой славой и так часто копировалась, что про неё даже рассказывали анекдот: Видя Киприду на Книде, Киприда (одно из имен Афродиты) стыдливо сказала: «Горе мне, где же нагой видел Пракситель меня?» 

Никомед I, царь Вифинии, предложил островитянам простить огромный государственный долг в обмен на скульптуру, но те отказались. Лукиан упоминают о том, как ночью влюбленный в неё юноша проник в святилище, и на статуе появилось темное пятно.

Фрина перед ареопагом

Картина Жан-Леона Жерома «Фрина перед Ареопагом» (Phryne revealed before the Areopagus). 1861 год
Картина Жан-Леона Жерома «Фрина перед Ареопагом» (Phryne revealed before the Areopagus). 1861 год. Источник: archaeology.wiki

Вдохновленный историей о суде над Фриной французский художник Жан-Леон Жером в 1861 году представил картину «Фрина перед ареопагом». Эта картина стала самой известной иллюстрацией сюжета. Сейчас картина находится в Гамбургском Кунстхалле.

Жером писал картину для своих современников сознательно отступая от античных источников. Его Фрина изображена стыдливо закрывающей лицо, а не хвастающейся своей красотой. Фигуру художник писал с модели-современницы, а не с античных изображений. Внутри картины было скрыто дополнительное противопоставление: в центре композиции на алтаре помещена статуэтка Афины Паллады — богини мудрости, которую никогда не изображали нагой. В лицах судей были представлены все возможные реакции на обнажённое женское тело — от радостного восхищения и интимного умиления до страха и раздражения. 

На картине Жерома Фрина предстает перед ареопагом, хотя, наиболее вероятно что ее судил афинский суд присяжных (Гелиэей), так какв ареопагоме судил только за убийства.

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине

Гигантская картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» под сводами нижнего этажа Русского музея
Гигантская картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» под сводами нижнего этажа Русского музея 

В 1889 году, отталкиваясь от картины Жерома, известный живописец-академист Генрих Семирадский создал огрмное полотно — «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Произведение имеет внушительный размер 390 × 763,5 см. Художник хотел создать чувственное произведение, которое, будучи эротическим, останется в рамках приличий. 

Картина Генриха Семирадского изображает Фрину оголившая свое тело на глазах у процессия на празднике Посейдона что бы доказать всем что она прекраснее самой Афродиты.

Фрагмент картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». 1889 год
Фрагмент картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». 1889 год 

В первоночальной версии художник изобразил гетеру совершенно обнажённой, но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья.

Художник работал над картиной более двух лет и в начале 1889 года, и она была представлено публике на персональной выставке Семирадского в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге. Прямо с выставки картина была приобретена императором Александром III. Она находилась в Русском отделе Эрмитажа, а в 1897 году была передана в собрание Русского музея. 

Афродита Анадиомена

Считается что в зрелые годы Фрина позировала художнику Апеллесу, который писал с неё «Афродита Анадиомена» для храма Асклета и изображала новорожденную богиню, выходящую из волн. Оригинал был утрачен, но картина известна по описанию в «Естественной Истории» Плиния Старшего. Работа пользовалась невероятной славой и вызвала множество подражаний в искусстве, в том числе, этот сюжет использовал Сандро Боттичелли в своей картине «Рождение венеры». 

Саму же богиню, пишет Плиний, некоторые считают, что Апеллес писал не с Фрины, а со своей наложницы Кампаспы, подаренной ему Александром Македонским.

Фреска «Афродита Анадиомена», предположительно может восходить к образцу Апеллеса. Фреска из Помпеи, Дом Венеры, 1 век н.э. найдена в 1960 году.
Фреска «Афродита Анадиомена», предположительно может восходить к образцу Апеллеса. Фреска из Помпеи, Дом Венеры, 1 век н.э. найдена в 1960 году. 

Хосе Фраппа «Фрина» 

Хосе Фраппа (JoseFrappa; 1854-1904) «Фрина». 1904 год.
Хосе Фраппа (JoseFrappa; 1854-1904) «Фрина». 1904 год. Источник: en.wikipedia.org

Французский художник Хосе Фраппа (1854-1904) в 1904 году изобразил свое виденье суда над Фриной. В его версии гетера в самом деле ведет себя как настоящая богиня.

Фрина –политический шарж

Картина Жана-Леона Жерома «Фрина перед Ареопагом» стала источником вдохновения для одного значительного политического шаржа в истории США. 4 июня 1884 года в американском сатирическом журнале «Puck» появилась карикатура под названием «Фрина перед чикагским трибуналом». 

Карикатура была посвящена Республиканскому национальному съезду, проходившему в те дни в Чикаго: на нём избирался единый партийный претендент на пост президента США. На этом рисунке показано, как редактор журнала Вайтлоу Рейд срывает одежду с татуированного Джеймса Блейна со словами: «А теперь, господа, не ошибитесь в своём выборе. Чистота и магнетизм для вас — их нельзя победить!» 

Карикатура «Фрина перед чикагским трибуналом». Бернар Гильям. 1884 год
Карикатура «Фрина перед чикагским трибуналом». Бернар Гильям. 1884 год

На картинке изображен единый партийный съезд и претендент на пост президента США. Нельзя не отметить, что выборы 1884 года Блейн — кандидат от республиканцев — проиграл.