Лебапский велаят — средоточие памятников и природная жемчужина Туркмении.
26-01-2020, 16:25

Лебапский велаят

Лебапский велаят (туркм. Lebap welaýaty) — административная единица на востоке Туркмении. Образован 14 декабря 1992 года на территории бывшей Чарджоуской области Туркменской ССР.

Центром Лебапского велаята является город Туркменабад — второй по величине город в Туркменистане. До конца прошлого века город назывался Чарджоу. Только в 1999 году ему дали современное название, которое переводится как «созданный туркменами».

Основную часть Лебапского велаята занимает Туранская равнина, расположенная по обоим берегам Амударьи. К левобережью реки примыкает пустыня Каракумы, к правому берегу — отдельные пески: Кимиреккум, Сундукли. На востоке велаята проходит хребет Кугитангтау — самые высокие горы Туркменистана.

Чарджуй (бухарские владения). Городские ворота. Французский фотограф Paul Tournachon Nadar (1856–1939), 1890 год 

История

История этого места уходит своими корнями в далекое прошлое. Центром Чарджоуской области в древние времена был город Амуль, (ныне Туркменабат), через который протекает самая значительная река Центральной Азии — широкая и быстрая в этих местах Амударья. У древних арийцев она называлась Вахшу, у римлян – Окс, у греков – Аракс, а у арабов – Джейхун (Бешенная). В Амударью она была переименована в честь города Амуля, возникшего на ее берегах в I-IV вв. Название Амударья некоторые связывают со словом Аму (Амин) – царь-река.

Город Амуль был одним из важных центров на Великом шелковом пути, проходящем из Китая в Средиземноморье. В городе была устроена переправа через великую Амударью. Через Амуль проходили караванные пути из Хорасана на восток – в Мавераннахр и Китай, на север – в Хорезм, на юг – в Балх и Индию. Благодаря этому развивались ремесла, торговля, строились крепостные укрепления.

В I-IV вв. Амуль и его окрестности входили в Кушанское царство. После его распада Амуль становится независимым, но ненадолго, вскоре он входит в состав Арабского халифата. В ІХ-Х вв. город значительно увеличивает свою площадь.
Руины эрсаринской усадьбы близ селения Халач Лебапского велаята. XIX век.
Руины эрсаринской усадьбы близ селения Халач Лебапского велаята. XIX век.

В XI в., с началом возрождения могущества Хорезма, Амуль и его земли переходят под власть Хорезмского царства. В это время Амуль приобретает на всем Востоке славу богатого и культурного города, в котором, как свидетельствуют арабские летописи, «жило много поэтов». Некоторое время в нем хозяйничали туркмены-сельджуки.

В 1220 г. Чингисхан направляет в не покорившийся ему Хорезм 200-тысячное войско, разорившее все владения царства. Амуль был практически стерт с лица земли. Но возродился.

С XVI в. и Амуль, и все окружающие его земли стали зваться Чарджуй, точнее, Чахарджуй, что означает «четыре реки» (там сходились четыре арыка). Как принято считать, это название дал ему в 1511 году поэт и основатель империи Великих Моголов Бабур (1483-1530 гг.). Позднее оно преобразовалось в Чарджоу.

В составе Российской империи 

В 1880-1881 гг. туркменские земли в результате похода генерала М.Д. Скобелева были присоединены к Российской империи. В Чарджоу и его окрестности переселились старообрядцы-казаки, создавшие несколько новых поселений.

Туземный город Чарджов не входил собственно в Российскую империю, а находился в зависимом от неё Бухарском ханстве. Однако, когда российские власти решили построить железную дорогу из Мерва в Самарканд, то это можно было сделать только через бухарские владения. Решено было строить её так чтобы пересекать Амударью в Чарджуйском оазисе. В 1888 году в нескольких верстах от старого Чарджуя был построен деревянный железнодорожный мост через Амударью, а рядом с ним станция. Вокруг них стал развиваться новый город, названный Новым Чарджуем. Именно из него вырос современный город ставший центром Лебапского велаята.

Достопримечательности

Крепость Амуль на левом берегу реки Амударья
Крепость Амуль на левом берегу реки Амударья

Караван-сарай Даяхатын (XII в)

Крупнейшее из исторических сооружений, стоявшее на дороге Хорасан — Амуль — Хорезм, вернее, то, что от него осталось, — караван-сарай Даяхатын, в народе называемый Бай-Хатын.

По преданию, его выстроила жена купца, ушедшего из дома и не подававшего о себе вестей, чтобы он, прослышав о красивом и большом каравае-сарае, непременно вернулся сюда. Изначально это была крепость (рабат), построенная эмиром Хорасана Тахиром ибн Хусейном в IX в., а уже где-то в XI-XII вв. перестроенная в караван-сарай. Это было действительно внушительное сооружение из сырцового кирпича — с четырехтеррасным двором, обведенным галереями, с узорчатой кладкой, среди которой сохранились керамические фрагменты с арабской вязью с именами халифов Абубакра, Омара и Али.


Городище Амуль-Чарджуй

Большинство иностранных туристов посещают городище Амуль-Чарджуй, руины первого поселения на месте современного Туркменабада. Сегодня на территории городища сохранились развалины крепости, построенной правителем Амуля еще в X веке нашей эры.


Мавзолей Алламбердара (XI в)

Знаменитый мавзолей Алламбердара, или Альмутасира, самая крупная из сохранившихся ранних построек Северного Хорасана условной эпохи сельджукидов. Это сооружение характеризуется огромными размерами и удивительным дизайном фасада. Все стены мавзолея украшены красивой декоративной кладкой особого орнамента, для создания которого применялись редкие в то время резные кирпичи.

Единственное надгробие внутри мавзолея Алламбердара — ложное, никаких захоронений и рядом с ним не обнаружено.


Архитектурный комплекс Астана-Баба (XII-XVII вв)

Архитектурный комплекс «Астана-баба» , с мечетью и несколькими мавзолеями разных веков, на территории которого находятся удивительные мавзолеи разных веков «Зейд -Али», «Зувейд-Али» и «Астана-баба». Эти сооружения отличаются своими величественными размерами, невероятной красотой декоративной отделки и, конечно же, удивительной историей.


Мавзолей Астан-Баба


Каждому жителю Лебапского велаята хорошо известно имя Астана-Баба. В народе говорят: «Он мог повернуть реку вспять, а когда умер – на том месте за ночь вырос мавзолей». Громадный и сверкающий – этот памятник архитектуры, древнейшая часть которого сложилась в первой половине XII века, а в целом он оформился в XVII веке, стал местом, куда стекаются паломники со всего Туркменистана. Святость этого памятника связывают с тем, что при его строительстве использовались глина и вода из самой Мекки! По преданию, её привезли по приказу правителя Чарвелаята (средневековая область Хорасана) Хазрета Нур-оглы (в другой версии Убейды).

С мавзолеем Астана-Баба связана легенда.

Зубейда, красавица- дочь правителя Хорасана, умерла вскоре после того, как вышла замуж. Отец сильно горевал по ней и построил на ее могиле роскошный мавзолей, но он вскоре рухнул. Дважды его восстанавливали, и снова мавзолей рассыпался. Тогда один мудрый старец, явившийся правителю во сне, дал ему совет: замешивать кирпичи, используя глину и воду из Мекки. Уже наутро Убейда отправил караван в священный город. Привезённую глину смешали с местной, а оставшуюся воду вылили в колодец. Замешанный на святой глине и воде мавзолей стоит уже более пяти веков. Он существует до сих пор,считается святым и исцеляющим.


Пещера Кугитанг 

Пещера Кугитанг, вернее, цепь пещер — самая большая карстовая полость хребта Кугитанг, длина ее галерей — около 57 км.


Пещеры в горах: Гаурдакская и Кап-Кутан

Учеными-палеонтологами установлено, что в пещерах горы Большая Балахана близ селения Гаурдак в эпоху раннего палеолита на высоте 800 м обитали неандертальцы.


Плато Динозавров


Неподалеку от Туркменабада находится потрясающее место — Плато Динозавров, которое сохранило следы этих ящеров. Плато располагается на восточном склоне горы Гаурдак. В горах Кугитангтау, на высоте около 1500 м, сохранились необычайно четкие следы доисторических ящеров юрского периода. Этим следам приблизительно 140-145 млн лет. По одной из легенд, гигантские отпечатки оставлены «боевыми слонами Александра Македонского» проходившего здесь со своим войском. Некогда высокие стены другой крепости – Келиф хранят память об Александре Македонском, ведь именно здесь он со своим войском переправлялся через неистовый Окс-Джейхун.


Крепость Келиф

Благодаря своему положению около удобной переправы через Амударью в Средние века и Новое время Келиф был важным пунктом на торговых путях, связывающих Среднюю Азию с Афганистаном, Персией и Индией. В конце XIX века Келиф входил в состав Бухарского эмирата и управлялся беком. В городе было около 150—200 домов.

Некогда высокие стены крепости Келиф хранят память об Александре Македонском, ведь именно здесь он со своим войском переправлялся через неистовый Окс-Джейхун.


Крепость Хазарек-депе

Одной из самых удивительных и своеобразных крепостей не только в Туркменистане, но и в Центральной Азии, учёные называют Хазарек-депе. Возведённая в конце I тысячелетия до н.э. эта мощная неприступная крепость не только надёжно защищала небольшой гарнизон, но и, возможно, когда-то служила... храмом огнепоклонников-авестийцев. На это указывают её совершенно необычная округлая форма, внутренняя планировка и найденное археологами изделие со специфическим солярным кругом в центре, выполненное из обожжённой глины.

Мечеть в Лебапе на 3000 мест открытая президентом Туркменистана 21 февраля 2020 года. Источник: hronikatm.com

Города Лебапского велаята


В состав Лебапского велаята входят 10 этрапов (аналог района или округа), 15 городов, 24 поселка, 105 генгешликов и 429 сельских населенных пунктов.

Города:
  1.     Газачак (туркм. Gazojak)
  2.     Гарабекевюл (туркм. Garabekewül)    
  3.     Дарганата (туркм. Darganata)
  4.     Достлук (туркм. Dostluk)    
  5.     Дянев (туркм. Dänew)    
  6.     Керки (туркм. Kerki)
  7.     Койтендаг (туркм. Köýtendag)    
  8.     Магданлы (туркм. Magdanly)    
  9.     Сакар (туркм. Sakar)    
  10.     Саят (туркм. Saýat)    
  11.     Сейди (туркм. Seýdi)    
  12.     Туркменабат (туркм. Türkmenabat)
  13.     Фарап (туркм. Farap)    
  14.     Халач (туркм. Halaç)    
  15.     Ходжамбаз (туркм. Hojambaz)